Археологические находки на территории современной Хорватии, особенно относящиеся к античности и более древним временам, практически неизвестны российскому читателю, поскольку специализированных работ по этой теме в нашей стране не публиковалось за небольшим исключением (например, статья Ю.К. Колосовской «Образ римской женщины в Паннонии, опубликованная в 1995 г. в сборнике «Женщина в античном мире», где показана реконструкция одеяния местной жрицы из паннонского племени эрависков на основании археологических источников). Вместе с тем, артефакты, обнаруженные здесь, по праву считаются одними из старейших в современной Европе.
Несколько слов о самой хорватской археологии. Несмотря на то, что об археологических достопримечательностях Хорватии (в первую очередь, относящихся к римскому времени, таких как дворец императора Диоклетиана в Сплите) писали ещё средневековые учёные — Архидиакон Фома (1200-1268), Кириак Анконский (1391-1452), Марко Марулич (1450-1524) Иван Лукич Трогирский (1609-1697) и др., фактическим родоначальником хорватской археологии как научно-прикладной дисциплины в привычном для нас понимании является Изидор Кршняви (1845-1927), хорватский художник, историк, искусствовед и политик, который получил степень профессора истории и археологии и был назначен в Загребский Университет, прочтя 11 марта 1878 г. в его стенах первую лекцию «О значении истории и археологической науки». Долгое время ему покровительствовал влиятельный епископ Йосип Юрай Штроссмайер — известный меценат, создавший собственную картинную галерею, где Кршняви долгое время выполнял функции директора. В 1893 г. Археологический институт был выделен из состава Философского факультета в отдельную структуру (Arheološki zavod Filozofskog fakulteta Sveučilišta u Zagrebu), продолжая функционировать и поныне.
В эпоху энеолита территория Хорватии была населена протоиллирийскими племенами. По мнению известной литовской исследовательницы древних культур Восточной Европы Марии Гимбутас, это были индоевропейцы, осевшие здесь в ходе своих обширных миграций. К числу самых знаменитых археологических находок этого периода относится т.н. «Вучедольская голубка» (хорв. Vučedolska “golubica”), ставшая своеобразным символом хорватского региона Славония. Она была найдена в 1938 г. в ходе масштабных раскопок на Вучедольском плато в местечке Градац, в окрестностях современного города Вуковар. Археологическую культуру, к которой она отнесена учёными, принято называть Вучедольской. Артефакт представляет собой глиняную птицу высотой 19,7 см, стоящую на трёх ножках высотой 2,5-3 см. Голубка покрыта орнаментом. В настоящее время исследователи полагают, что она использовалась при культовых обрядах в качестве кадильницы или сосуда для напитков, с помощью которых жрецы-шаманы входили в трансовое состояние. Учёные датируют находку приблизительно 3000 г. до н.э., что делает её современницей древнеегипетской цивилизации.
Также к вучедольской культуре принадлежит календарный сосуд эпохи энеолита из Винковцев, являющийся, по мнению некоторых археологов, самым древним европейским земледельческим календарём: на стенках сосуда, предположительно, обозначены созвездия Ориона, Кассиопеи, Лебедя, Близнецов, Пегаса, Солнца, и Плеяд. Ряд исследователей считает винковацкую археологическую культуру самостоятельной. Впрочем, следы вучедольцев и их энеолитических соседей довольно быстро затерялись в условиях непрерывных племенных миграций и войн.
В серии тематических очерков будет рассмотрен ряд интересных древностей хорватской археологии, что сделает наше представление о прошлом этой части Балканского полуострова более полным.