Сербия продолжает оснащать, укреплять и модернизировать свою армию, а на мировых рынках наблюдается большой интерес к продукции сербской военной промышленности. За последние годы страна приобрела мощные системы ПВО у Китая, транспортные самолёты у ЕС, боевые вертолёты у России и Кипра, китайские БПЛА и совместно с Китаем и ОАЭ приступила к разработке новых беспилотников. Самостоятельно Сербия начала модернизировать танки М-84, боевые бронированные машины, БМП и занялась роботизацией своих Вооружённых сил.
Помимо закупки нового вооружения, в последние два года Сербия стала приобретать советское и российское оружие у своих партнёров в ЕС — Венгрии и Кипра, а в будущем, возможно, и у Греции.
В 2018 году Госдепартамент США запустил новую программу, известную как Европейская программа стимулирования рекапитализации, или ERIP, новый инструмент, разработанный совместно с Европейским командованием ВС США для ускорения процесса ухода стран-союзников от российского вооружения.
Сербия же решила воспользоваться ситуацией и приобрести его у Венгрии и Кипра ради усиления своих ВС. В отличие от других европейских стран, эти государства не готовы отдать советское и российское вооружение Украине, но готовы подарить или продать его Сербии.
Сербия и Кипр
Кипр — один из самых важных партнёров Сербии, когда речь о военно-техническом сотрудничестве. В 2023 году, вдобавок к четырём новым российским вертолётам Ми-35М, купленным у России, она приобрела у Кипра 11 подержанных Ми-35П, они будут размещены в Кралево. Но этим машинам сначала потребуется капитальный ремонт, а затем и модернизации, чтобы приблизиться к максимальному уровню боеготовности, такому, как у Ми-35М. Таким образом, сейчас в составе ВВС Сербии имеется всего 15 транспортно-боевых российских вертолётов.
По поводу сделки с Кипром Александр Вучич заявил, что Сербия наполовину расплатилась по ней за счёт предоставления продукции сербской специальной промышленности, имея в виду приобретённые в 2019 году 24 сербские самоходные гаубицы «Нора» и восемь лёгких бронемашин «Милош», как и системы реактивной артиллерии «Тамнава».
Сербия и Венгрия
В начале июня в Сербию из Венгрии прибыл железнодорожный состав с 50 бронетранспортёрами БТР-80А. В сопроводительном письме, направленном по этому случаю премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном, подчёркивается высокий уровень сотрудничества между двумя странами, достигнутый благодаря руководству Сербии и, в частности, лично президенту страны Александру Вучичу.
Сербский лидер, в свою очередь, поблагодарил военнослужащих венгерской армии, присутствовавших на совместных учениях армий двух стран «Огненный удар 2024».
«Наше сотрудничество с Венгрией становится всё более тесным и носит исключительный характер. Сегодня мы впервые увидели БТРы, которые получили из Венгрии. Я очень рад этому двустороннему партнёрству и верю, что оно будет развиваться вне вступления в какие бы то ни было военные союзы», — отметил Вучич.
Наряду с этим в начале 2024 года СМИ также сообщали, что нечто «конкретное и полезное» приобретено и для ВВС и ПВО Сербии. Учитывая, что на встречах высшего военного руководства присутствовал один из старших лётчиков МиГ-29, можно предположить, что речь шла о венгерских МиГ-29, а вероятнее всего, о запчастях для этого типа самолётов, которые Венгрия больше не использует. Это может помочь продлить жизнь сербским МиГ-29СМ+ даже после 2030 года. Однако их дальнейшая эксплуатация под вопросом в связи со сложной политической обстановкой из-за невозможности провести ремонт и тем самым продлить им жизнь.
Сербия и Греция
Греческие СМИ пишут, что Сербия заинтересована в приобретении многоцелевых истребителей Mirage 2000-5, которые вскоре поступят в продажу на фоне плана объединения греческого авиационного парка. Греция продаст 108 самолётов F-16, Mirage 2000 и F-4. В список вошли 18 самолётов Mirage 2000-5 Mk 2 с большим количеством запчастей и 22 дополнительных двигателя M53-P2, а также 18 законсервированных самолётов Mirage 2000EG/BG, выведенных из эксплуатации в 2021 году.
Это решение может стать для Сербии естественным переходным этапом по замене МиГ-29 и старых штурмовиков «Орао» до исчерпания их ресурса и до прибытия новых истребителей «Рафаль», если анонсированный президентом Сербии контракт с французским производителем Dassault Aviation будет подписан.
По последней официальной информации, озвученной Александром Вучичем в апреле 2024 года, Сербия приобретёт 12 вновь произведённых «Рафалей» в варианте F4, что достаточно для оснащения одной авиационной части.
Греческая газета «Эникоса» полагает, что Белград также покупает греческие Mirage 2000-5, поскольку на закупку большего количества «Рафалей» якобы нет денег. Так что Mirage 2000-5, согласно этой версии, должны были быть приобретены не взамен «Рафалей», а в качестве дополнительных истребителей к сербским ВВС.
Однако, даже если Сербия заключит контракт с Dassault Aviation, возникнет вопрос о сроках поставки самолётов ввиду высокой загруженности производителя заказами. Мощности производственной линии не успевают удовлетворять потребности рынка, поэтому неясно, появятся ли новые «Рафали» на военном аэродроме «Батайница» до исчерпания ресурса МиГ-29, а именно до 2032 года.
Кстати, общеизвестен факт, что в середине 80-х годов в бывшей СФРЮ рассматривалось приобретение истребителя Mirage 2000. И, хотя в 1986 году на нём летали два опытных на тот момент пилота, Марьян Елен и Бранко Билбия, по политическим и экономическим причинам было принято решение о приобретении советского МиГ-29.