«Переключение» — так переводится название музыкального фестиваля Changeover, который прошёл недавно на нескольких площадках в Белграде и Нови-Саде. В столице это были в основном клубы, а в Нови-Саде музыканты выступали в местной Синагоге.
«Ченджовер» — фестиваль, на который вот уже третий год приезжают группы из разных стран, но в основном из Европы. Тут были разные неформальные стили: экспериментал, арт-рок, панк, психодел, нойз, пост-поп, инди и другие, не менее альтернативные.
Из русских была группа «Спасибо». Её местный критик рекомендовал как «истеричный арт-рок на русском с песнями то про жирафа на стихи Гумилёва, то про ментов, то про заборы, то про страшные считалочки». Почему-то её считают одной из лучших групп новой рок-волны десятых. Мне она чем-то напомнила молодой и залихватский «Ленинград», который когда-то на сцене устраивал настоящее безумие.
Истерики, впрочем, хватало и от других. Я помню, как на концерте у болгар, группы TDK, меня чуть не снесло звуковой волной, которую я никак не ожидала от скромных на первый взгляд парней, которые снимают 8-ми минутные клипы про то, как они сидят за столом и разглядывают зажигалки. Турецко-немецкие Barish порадовали плотным вайбом со сцены, британцы из GNOD тоже подсыпали психоделического шума.
Впрочем, не везде давали звуковые атаки, корейская инструменталистка из дуэта dal:um окутала новисадцев таинственными скрипами и стонами традиционных корейских инструментов и странной, немного прыгающей музыкой.
«Будто лето любви перенесли на много сотен лет назад», — прокомментировал кто-то.
Организаторы «Ченджовера», как оказалось, русские — команда во главе со Степаном Казарьяном, когда-то придумавшим в России фестивали «Боль», который потом закрыли. После начала СВО ребята уехали в Сербию, чтобы начать карьеру с нуля. В первый раз финансовую поддержку им оказывал Французский институт и один немецкий производитель напитка, и всё равно оргам пришлось ориентироваться на продажу билетов. В этот раз снова было непохоже, что с такой посещаемостью (людей было как-то совсем немного, на мой взгляд) ребята смогли окупить приезд стольких артистов только за счёт продажи билетов. Сербов, как показалось, было меньше, чем русских. И на билетах стояли русскоговорящие девушки. В целом, получился интересный опыт: за два дня ты как будто совершил быстрый раунд по всем европейским альтернативным сценам и набрался музыкальных впечатлений на год вперёд.
И как после хорошей чашки крепкого кофе хочется выпить стакан воды, так мне после фестиваля захотелось переключиться, совершить тот самый changeover, «зашлифовать» неформальное музыкальное впечатление каким-то классическим аккордом. Благо в Нови-Саде почти каждый день проводятся концерты оркестров разного калибра — от камерных до симфонических, и в афише всегда есть из чего выбрать.
В начале октября в городе проходил джазовый фестиваль, который завершился концертом «Классика плюс джаз», где выступал камерный струнный оркестр «Камерата Нови-Сад». Солировал выдающийся скрипач Беньямин Шмид. Он так виртуозно извлекал из своей классической скрипки чёрный джазовый драйв! Вообще, наблюдать, как сербские музыканты вполне классического репертуара дурачатся и шалят на сцене, — это отдельное удовольствие.
Мало кому из исполнителей и мастеров удаётся сохранить серьёзность. Дирижёр обязательно полезет обниматься с первой скрипкой, взмокший тромбонист, скорее всего, вытрет пот о подол коллеги, а двое скучающих альтов заведут шепотом разговор о чём-то своём, на музыкальном. Это же Балканы. Поживёшь тут — и привыкнешь к тому, что все немного пританцовывают. И сам начинаешь.