Чрезвычайные меры, которые разные страны вводят в связи с распространением коронавируса, иногда используются и в качестве предлога для ограничения свободы СМИ. Лидирующую позицию в этом вопросе занимает Румыния. Здесь закрытие доступа к некоторым ресурсам необязательно связано с их позицией по поводу мер противостояния пандемии. Скорее, возможность цензуры вводится с целью создания механизма эффективного контроля над информационным пространством.
16 марта президент Румынии Клаус Йоханнис объявил о введении ЧП в связи с эпидемией. Накануне он успел официально назначить новое правительство, возглавляемое Людовиком Орбаном. Орбан является председателем Национальной либеральной партии — последовательно прозападной политической силы. С партией тесно связана газета «Адеварул» („Adevǎrul”), ряд публикации которой на самом деле отражает взгляды и политические планы руководства страны. 17 марта в газете вышла статья авторства Михая Думитру, который обвинил связанные с Россией СМИ «в целенаправленном распространении дезинформации».
«Конспирологические теории ”Спутника” разрушают доверие граждан к государственным и глобальным институтам здравоохранения. В другие времена государственная власть должна предпринимать действия, чтобы заслужить доверие граждан. В нынешней обстановке мы увеличиваем шанс остаться среди живых, строго соблюдая инструкции государственных институтов. Введение ЧП может стать очень полезным с точки зрения возможности решения проблемы интернет-источников, публикующих недостоверную информацию, путем их блокирования», — написал проправительственный журналист.
Статья 54 Постановления о введении ЧП предусматривает возможность противостояния распространению ложной информации и дезинформации. Теоретически это касается исключительно публикации на тему эпидемии коронавируса, но на самом деле интерпретировать данный закон можно намного шире. По мнению румынских журналистов, по сути данный закон вводит запрет на любую критику власти, необязательно по поводу политики противостояния распространению коронавируса. Формальные решения в этой области принимает Национальный орган по управлению и регулированию связи (ANCOM), который подчиняется парламенту. Получается, что АNCOM — учреждение чисто политическое; кстати, его возглавляет бывший премьер-министр Сорин Гриндяну. Несомненно, решения будут приниматься по исключительно политическим мотивам. Вскоре после введения ЧП на основании статьи 54 были закрыты первые оппозиционные ресурсы stridemoment.ro и inpolitics.ro. Формальный повод — «критика правительства и мер принятых по борьбе с эпидемией».
Цензура ANCOM не распространяется на социальные сети. Для контроля над ними используются другие инструменты. 20 марта произошла утечка в соцсети рабочего документа, в котором говорилось про необходимость ограничения передвижения граждан по территории страны (другие ограничительные меры уже были приняты раньше). Документ не был засекречен и, в соответствии с законом, его раскрытие не было нарушением. Созданная при МВД правительственная Группа по стратегической коммуникации заявила, что дело об утечке было передано для расследования спецслужбам – Дирекции расследований организованной преступности и терроризма (DIICOT).
Любопытно, что в большинстве публикаций и высказываний политических элит румынский «Спутник» называют «основным источником информационной угрозы». Также отслеживаются «пророссийские симпатии» у других независимых СМИ и журналистов. Результатом, как утверждают источники в румынских СМИ (пожелавшие остаться анонимными), становится полномасштабная блокада информационного пространства. Вовлечение в цензурный и ограничительный процесс не только ANCOM, но и непосредственно силовых структур (МВД, спецслужбы), создало настолько большие риски, что из румынского медиапространства практически исчезла любая критика действующей власти. Журналисты, опасаясь в том числе и возможных репрессий вплоть до уголовной ответственности, предпочитают избегать тем, которые потенциально раздражают политические элиты. Следовательно, из СМИ исчезло обсуждение геополитических и международных вопросов, военного присутствия США на территории Румынии, влияния санкций и ограничений в условиях пандемии. С 25 марта, в соответствии с новым указом Йоханниса, за соблюдением мер ЧП следит в том числе и румынская армия. Конечно, все это повысит уровень социальной напряженности в стране. В данных условиях стоит ожидать и повышенного спроса на независимую журналистику и публицистику.
Процесс создания структур авторитарного государства проводится, в первую очередь, по инициативе президента Йоханниса. Любопытно, что глава государства этнический немец, который во время первого президентского срока находился под политическим влиянием (некоторые утверждают, что даже под контролем) Ангелы Меркель, а после переизбрания в 2019 году приблизился к вашингтонским кураторам Румыни, об этом свидетельствуют решения в области оборонной и внешней политики. Коронавирус становится очередным предлогом для создания группы авторитарных проамериканских режимов в странах Центральной и Восточной Европы. Согласно планам США, Румыния в Балканском и Черноморском регионах играет слишком большую роль, чтобы отказываться от возможности контроля над формированием общественного мнения румын. Можно предполагать, что ряд ограничительных мер, принятых в условиях ЧП и пандемии, останется в силе и после кризиса.
Фото: EPA-EFE/ROBERT GHEM