fbpx
Now Reading
Готовит ли Запад на Балканах новый пожар?

Готовит ли Запад на Балканах новый пожар?

Интервью с главой «Белградского форума за мир равноправных», экс-главой МИД Югославии в 1998-2000 годах Живадином Йовановичем. 

В понедельник, 27 мая, в Белграде проходит заседание Народного парламента, посвящённое решению вопроса приграничных территорий Косово и Метохии. Чего Вы ожидаете от этого заседания?

Вопрос статуса приграничных территорий Косово и Метохии — это важнейшая государственная и национальная задача. Отсюда необходимо, чтобы ею в рабочем порядке занимался Народный парламент как наивысший орган. При этом парламент работает в условиях большого давления, оказываемого Западом, чтобы Сербия признала нелегальное отчуждение части территории своего государства и, таким образом, взяла на себя ответственность за все, что происходило во время террора, вооруженной агрессии, погромов 2004 года, незаконного отделения территории в 2008 году. Кроме того, это признание повлекло бы и амнистию тем, кто ответственен за агрессию НАТО 1999 года, и то, что непризнание Косово отозвали бы пять членов ЕС (Испания, Румыния, Греция, Словакия, Кипр), и то, что в пользу геополитической экспансии НАТО на восток (в сторону российских границ) была бы принесена ещё одна жертва. 

Мы живем в период глобальных изменений, когда снижается роль Запада и нарастает роль России, Китая, Индии и других стран, которые стоят на позициях уважения международного права, решений и постановлений ООН и Хельсинкской декларации и которые не признают и не будут признавать нелегальное отделение Косово и Метохии. 

Посмотрим, как это все отразится в постановлении заседания Народного парламента. Также увидим, появятся ли новые оценки, позиции и инициативы, или же парламент останется на текущих позициях, признает и поддержит переговорщиков с сербской стороны в этот непростой период. 

Что, по Вашему мнению, должно найти отражение в заключительном постановлении парламента?

Во-первых, надо однозначно и решительно дать отпор всем попыткам шантажа и давления в отношении Сербии, а также подчеркнуть ее принципиальную позицию в вопросе приверженности мирному, сбалансированному, справедливому и обоснованному решению статуса Косово и Метохии в соответствии с основными принципами Устава ООН и Заключительного Хельсинкского акта, а переговоры проводить в рамках Резолюции 1244 СБ ООН и Конституции.

Во-вторых, необходимо принять решение об отмене всех незаконных и антиконституционных решений, принятых в последние месяцы Приштинскими институциями. Останавливаться на словесном осуждении недостаточно. Необходима последовательность в защите принципиальной позиции Сербии как государства.

В-третьих, следует помнить, что нынешний ход переговоров при посредничестве ЕС не принес ожидаемых результатов, прежде всего, из-за его слабости. Это стало очевидно, когда Сербия выполнила все свои обязательства согласно т.н. Брюссельскому соглашению 2013 года, а Приштина, у которой в соответствии с этим соглашением было одно единственное обязательство — сформировать сообщество сербских муниципалитетов с исполнительными полномочиями, этого не сделала и даже не показала желания. ЕС оказался неспособным обеспечить готовность Приштины к диалогу. Такая ситуация в перспективе подрывает уверенность в любых гарантиях. ЕС как посредник не проявил ни нейтралитета, ни эффективности, что ставит вопрос о его способности успешно осуществлять эту работу. ЭУЛЕКС был лишь инструментом создания и организации нового албанского «государства» на части территории сербского.

В-четвертых, нужно дать отпор всем попыткам создать спешку, или ускорить переговорный процесс, или привязать его к избирательным циклам и мандатам в ЕС, США, Сербии и где-либо еще.

В-пятых, Сербия должна четко требовать полного соблюдения резолюции 1244 СБ ООН и исполнения всех оставшихся перед ней обязательств, таких как обеспечение права 250 тыс. изгнанных сербов и других неалбанцев свободно, безопасно и с достоинством вернуться в свои дома и к своему имуществу, а также возвращение контингентов сербской армии и полиции к выполнению функций, перечисленных в резолюции, а именно к созданию условий безопасности и свободы передвижения. 

И в-шестых, требуется распространить предупреждения об опасности создания «Великой Албании», которую активно поддерживают лидеры Тираны и Приштины, чтобы подстегнуть западные центры силы. Концепция «Великой Албании» является источником растущей напряженности и угроз миру и безопасности на Балканах.

Что Вы думаете о таких действиях Приштины, как введение стопроцентных пошлин на импортируемые из Сербии товары, формирование «армии» Косово, платформы для голосования, обвинение Сербии в предполагаемом геноциде, подсчет «военных потерь», захват горнодобывающего комбината Трепчи и других?

Здесь нет «действий Приштины». Все это — действия Запада, или центров силы — так называемых агентов США, которые реализуют политику экспансии и господства. Ни заявление лидера Тираны о национальном объединении всех албанцев, ни заявления лидеров бывшей террористической организации — Армии освобождения Косово — о том, что они доберутся до Ниша, ни заявления албанцев—муниципальных лидеров с юга Сербии о том, что они будут добиваться «присоединения к Косово» — ничего из этого не становится публичным без отмашки с Запада.

Все это преследует одну цель — заставить Сербию признать захват Косово и Метохии и появление новых границ на Балканах, несмотря на то, что это противоречит Уставу ООН, Хельсинкскому Заключительному акту, Резолюции СБ ООН 1244 и международным договорам.

Речь идет о попытке избавиться от Сербии, чего у них не вышло ни в Рамбуйе, ни позднее. Каждый день становится все более очевидным, что нагнетание конфликтного потенциала указывает на то, что Запад угрожает новым пожаром на Балканах. Эта игра становится еще опаснее оттого, что они не понимают, что текущие условия в Европе и современном мире принципиально отличаются от тех, что были 20 или 30 лет назад. Сегодня было бы намного сложнее локализовать новый кризис.

Все это бросает серьезные вызовы Сербии, сербской политике и дипломатии. Вместо того чтобы пересматривать значение резолюции 1244 СБ ООН, необходимо еще раз утвердить ее значение как основополагающего документа.

Если Запад исходит из того, что вопрос о статусе Косово и Метохии решен лишь путем его (западного) признания незаконного отделения, Сербия должна твердо заявить, что вопрос этого автономного края решается только в рамках Конституции Сербии и Резолюции 1244 СБ ООН. Переговорный процесс должен статус этого региона конкретизировать. Но само положение края, важнейшей автономии внутри Сербии, менять нельзя. Исключение можно было бы сделать лишь в связи с таким возможным сценарием, как принятие Советом Безопасности ООН нового решения. Тем не менее это гипотетическое решение СБ ООН, который откажется от Резолюции 1244 и нарушит конституционный порядок Сербии, не будет принято Россией, Китаем, Индией и другими странами. Следует иметь в виду, что их поддержка Сербии (хотя и дружественная), представляет национальные и государственные интересы этих стран, а не только их дружбу с Сербией.

Сербия не выступает за застывший конфликт. Она — за мирное, сбалансированное и устойчивое решение и за налаживание переговоров. Конфликт в Косово оказался заморожен не в тот момент, когда Сербия выполнила все свои обязательства по резолюции 1244 СБ ООН, а когда наступила очередь международного сообщества, ЕС и лидеров косовских албанцев действовать. 

Если бы Запад не помешал последовательному проведению в жизнь решения СБ ООН, сегодня не было бы замороженного конфликта. Многовековая экзистенциальная проблема, которая остается для Сербии проблемой идентичности и которая вышла за пределы локальной или региональной, не может быть решена посредством лишь прагматичной сделки. И здесь нет речи о том, кто кого «перешантажирует». Речь о возвращении к правовому полю и к  полному исполнению Резолюции 1244 СБ ООН.

Источник: Београдски форум за свет равноправних

Scroll To Top