В октябре Евросоюз утвердил план инвестиционной и экономической помощи Балканам на 2021-2027 годы. Суммарный объем траншей может достичь 9 млрд евро. На что странам региона можно будет потратить эти деньги?
В первую очередь, речь идет о проектах в сфере транспортной инфраструктуры. Это «шоссе мира», которое свяжет Приштину и Ниш; модернизация железной дороги между Сербией и Хорватией и восстановление железнодорожного сообщения с Северной Македонией. ЕС обещает крупные вложения. и в развитие путевого сообщения Западных Балкан с основными соседями в ЕС — Грецией, Болгарией, Хорватией. Вместе с тем европейцы помогут завершить строительство «Голубого шоссе» вдоль побережья от Хорватии до Греции.
Также планируется закончить разминирование берегов реки Савы, расширить устье Дуная на некоторых участках, а также построить автокоридор Север-Юг, который соединит столицы Центральной Европы с портом Плоче на побережье Адриатики (через Сараево), и ж/д коридор № 4 между Белградом, Подгорицей и черногорским портом Бар.
Железнодорожный маршрут, соединяющий Белград с Приштиной, будет дополнительно модернизирован. Также в планах —восстановление железнодорожной линии длиной 120 км в Албании (до границы с Черногорией).
Во-вторых, ЕС готов спонсировать амбициозные проекты в сфере зеленой энергетики. В частности, планируется восстановить ГЭС Фиерза в Албании, модернизировать гидроэлектростанции на реках Пива и Комарница в Черногории. В рамках гидросистемы Ибер-Лепенц в Косово появится вторая очередь. Вместе с тем Брюссель обещает дополнительные инвестиции в ветряные парки и солнечные электростанции в Северной Македонии.
Впрочем, вниманием не обойдут и традиционные энергоносители. Акцент, в частности, будет сделан на диверсификацию поставок газа. Так, в рамках Трансадриатического газопровода будет завершено строительство ветки Фиер-Влера в Албании. Приоритетное значение получит Ионическо-Адриатический газопровод, прокладываемый вдоль побережья, поскольку он призван значительно диверсифицировать источники голубого топлива, поставляемого на Западные Балканы и за их пределы. Планируется завершить и участок БиГ–Хорватия, дополняющий вышеуказанную диверсификацию, а также увеличивающий потенциал существующих газораспределительных систем стран. Начнется строительство газотранспортного соединения Северная Македония–Косово и расширение инвестиций в прокладку трубы Северная Македония–Греция. К строительству будет подготовлен участок Северная Македония–Сербия.
Наконец, в планах — достроить Трансбалканский коридор передачи электроэнергии, объединяющий Сербию, Боснию и Герцеговину и Черногорию, чтобы обеспечить сеть распределения электричества по всему региону и в направлении ЕС.
В-четвертых, планируется грандиозная по своим масштабам реконструкция общественных и частных зданий в соответствии с минимальными стандартами энергоэффективности; строительство очистных сооружений в Скопье и Приштине и значительная работа по управлению утилизацией твердых бытовых отходов в Албании, Черногории, Северной Македонии и Сербии, что предполагает закрытие полигонов, не соответствующих европейским требованиям.
А еще много других, менее масштабных и судьбоносных проектов.
Непонятно лишь, из каких источников Брюссель планирует оплачивать весь этот объем работ?
Евросоюз сейчас испытывает серьезные финансовые затруднения. Все страны ЕС, кроме Болгарии, еще в мае превысили предельно допустимый бюджетный дефицит в 3% ВВП из-за необходимости борьбы с пандемией.
В июле с трудом — после нескольких дней переговоров — в ЕС достигли соглашения по антикризисному бюджету. В целях борьбы с последствиями пандемии было решено создать внебюджетный фонд «ЕС нового поколения», который составит 750 млрд евро.
390 млрд странам будут выделены из него безвозмездно, еще 360 — в кредит, который нужно будет полностью ликвидировать до конца 2058 года. Что-то перепадет и Западным Балканам.
Интересно при этом, что президент Франции Эммануэль Макрон отметил, что погашение долгов будет идти из нескольких источников — за счет стран-членов Евросоюза, а также из собственных ресурсов ЕС, которые будут пополняться после введения новых, так называемых инновационных налогов (например, на непереработанный пластик и цифровые транзакции), а также за счет таможенных пошлин на товары из не входящих в ЕС стран «с более низкими климатическими стандартами».
В общем, на этот раз «аттракцион невиданной щедрости» отменяется: речь идет о попытке помощи экономике самого Евросоюза.
Если присмотреться к проекту, который предлагается финансировать не столько Брюсселю, сколько «побочным детям» ЕС (типа Европейского банка реконструкции и развития) и различным частным структурам, можно осознать, что цель — не столько помочь Балканам и интегрировать их в общеевропейское пространство, сколько дать заработать своей стагнирующей промышленности, поддержать собственную экономику и завоевать новые рынки, отбив их, в частности, у Китая, который давно и настойчиво пытается подмять под себя строительство шоссе и железных дорог, энергетику, и другие, не менее привлекательные отрасли.
Проекты, о которых шла речь выше, будут реализованы в кредит. А матпомощь от Брюсселя на этот раз, скорее всего, будет обеспечена некими «облигациями», которые надо будет погасить в 2058 году. Выходит, все участники процесса все равно будут вынуждены оплатить счета, причем с процентами.
Еще один нюанс состоит в том, что все эти проекты требуют дальнейшего постоянного обслуживания, а это — еще один источник прибыли (а при необходимости — и шантажа).
Кажется, на этот раз Брюссель пустился в аферу: его «инвестиции» и «помощь» (которая на самом деле — кредит) – это лишь попытка спасти собственную экономику и промышленность за счет Западных Балкан, потеснив там Китай и Россию и надежно привязав регион к себе.
Основной вопрос в том, насколько готовы к участию в этой махинации балканские страны, в первую очередь, Сербия, а также Босния и Герцеговина?
Насколько готовы они отказаться от выгодных контрактов с Пекином и Москвой ради брюссельской кабалы?