Эксперт о признании Македонской церкви: Константинополь – американский инструмент давления на Сербию

События вокруг Сербской православной церкви в Македонии развиваются одновременно с подачей заявки самопровозглашенного Косово в Совет Европы: на этот факт в интервью изданию Informer обращает внимание сербский историк Милош Кович. При этом он добавляет, что Запад не прекратит давление на Сербию, и уже очевидно, что Константинопольский патриархат — инструмент внешней политики Вашингтона.

Заявления Константинополя о признании т.н. Македонской православной церкви канонической и действия Приштины на международной арене Кович напрямую связывает с кризисом в Восточной Европе и попытками Сербии уклониться от выполнения навязываемых ей решений. Историк выразил опасение, что число «политических искушений», выпадающих на долю Белграда, будет расти.

На данный момент самый важный вопрос в том, насколько Константинопольский патриархат независим в своей деятельности, считает Ковач. По мнению историка, Фанар «экзистенциально» зависит от США: в этом все могли убедиться на примере Украины. Эксперт напоминает, что в Османской империи Константинопольский патриархат был инструментом в руках турок, и сербы знали, что когда Печский (сербский) патриархат будет упразднен, его заменят греки.

«Когда в 1766 году по настоянию греческих иерархов был упразднен Печский патриархат — автокефальная Сербская православная церковь с центром в городе Печ в Косово и Метохии, существовавшая с 1346 по 1463 год, а затем повторно с 1557 по 1766 год, — к нам сразу же пришли греческие епископы, в которых сербы видели продолжение руки турок. Впрочем, среди греческих епископов были и хорошие люди, и великие священнослужители. Но если говорить о церковной политике, то они очень поспешили обвинить нас в этнофилетизме», — говорит историк, указывая на то, что в случае с сербами Константинополь ставил интересы единства и общности церкви выше национальных. 

Сегодня же в отношении Македонии наблюдается иной подход. Как и в случае с Украиной, Фанар поддерживает церковный сепаратизм. 

То, что происходит с Константинопольским патриархатом, вызывает огромное сожаление, говорит Кович, задаваясь вопросом, думает ли патриарх Варфоломей о том, каким его запомнит история?

Историк отмечает, что степень атомизации православного мира на сегодняшней день беспрецедентна.

«Мы разное пережили, но никто и представить не мог, что Румыния и Болгария, оказавшись в НАТО, направят свое оружие на Россию, которая создала эти страны; что Вселенский Патриарх будет сеять раздор по Украине, что Сербию будут пытаться настроить против России… Патриарх Варфоломей больше всех ответственен за эту степень разобщенности. Он не может быть исполнителем приказов одной великой страны. Он — патриарх, если он должен заплатить цену, пусть платит, пусть жертвует, и тогда он будет еще более великим. Однако он боится того, что с ним станет, если американцы его бросят», — считает профессор Кович.

На вопрос, может ли потенциальное отделение так называемой Македонской Церкви привести к отделению других территориальных епархий, Ковач сказал, что «не хочет подавать идеи врагам Сербии», которых явно много. Он лишь пояснил, что Константинопольский Патриархат оставил так называемую Македонскую православную церковь в составе Сербской, но признал ее канонической, чтобы оказать давление на СПЦ, принуждая ее к переговорам с македонцами.

«Всё это папистские амбиции Фанара. Всем понятно, что происходит, — и тем, кто на Востоке, и тем, кто на Западе. Я не знаю, почему Константинопольский Патриархат так поступает, но для Сербской православной церкви ситуация довольно опасная», — подытожил Милош Кович.

Фото: TATOHRA, ALEX ATIBA/SHUTTERSTOCK.COM

© 2018-2022 Балканист. Все что нужно знать о Балканах.

Наверх