Провести ревизию Дейтонского соглашения (положившего конец гражданской войне в Боснии и Герцеговине в 1992-1995 гг. — прим.ред.) грозятся не впервые, но именно сейчас эти попытки предпринимаются с невиданным доселе упорством. Цель — дальнейшее сокращение полномочий Республики Сербской (одного из энтитетов БиГ), определенных в Дейтоне, сведение их к формальности и последующая отмена ради создания унитарной Боснии и Герцеговины под властью бошняков. Тайной все это давно не является.

Параллельно с этим определенные заинтересованные лица пытаются пересмотреть, обесценить и, в конце концов, отменить действие Резолюции 1244 Совета безопасности ООН (которая определяет нахождение Косово в составе Сербии — прим. ред.). Но Россия и Китай этому всячески противостоят, поэтому западные центры силы пытаются принудить Сербию — жертву натовской агрессии в 1999 году — признать отделение Косово и Метохии и провозглашение еще одного албанского государства на этой части сербской территории. Таким образом они рассчитывают нейтрализовать сопротивление России и Китая в Совбезе. Кроме того, это лишило бы пять стран-членов Евросоюза основания не признавать Косово и устранило бы причину одного из крупнейших расколов внутри ЕС. Впрочем, этот замысел несет в себе серьезный недостаток. Его авторы рассчитывают, что Россия и Китай согласятся с решением, которое противоречит их геополитическим интересам, и, в конце концов, примут курс НАТО на расширение на восток. Все эти события развиваются на фоне наглой демонстрации военной мощи, оформленной как учения США и альянса «Защитник Европы-2020» и «Защитник Индо-Пацифики-2020».

Почему США, Германия и Великобритания игнорируют положения Резолюции 1244? Отчего не вспоминают про нее, хотя сами и были ее инициаторами и «спонсорами»? Ведь явно не потому, что она «работает против сербов», и они просто «хотят помочь». Они саботируют положения Резолюции 1244 потому, что Сербия исполнила свои обязательства, таким образом, Запад добился своей цели и заморозил фактическую имплементацию документа, защищая своих протеже из Приштины! Почему Россия, Китай, Индия и другие страны все больше настаивают на уважении Резолюции 1244? Потому что они выступают за сохранение значения международного права, роли ООН и, в частности, Совета безопасности. Оттого в свое время они и поддержали данное решение СБ ООН! Потому что осознают опасность прецедента, когда территория в одностороннем порядке провозглашает об отделении. Потому что сами в той или иной степени сталкиваются с проявлением сепаратизма у себя в стране. Потому что поддерживают Сербию как партнера и друга.

Непонятно и нелогично то, почему в самой Сербии так редко ссылаются на Резолюцию СБ ООН 1244? Ведь речь идет о всеобъемлющем, основополагающем документе главной организации по вопросам мира и безопасности, который, помимо всего прочего, гарантирует суверенитет и территориальную целостность Сербии, а Косово и Метохии отводит статус автономии в ее составе. Резолюция также гарантирует право на свободное, безопасное и достойное во всех смыслах возвращение около 250 тысяч сербов и других не-албанцев, изгнанных из края, в их дома. Прописано в документе и возвращение в край армии и полиции Сербии, в частности, на ключевые пограничные переходы.

Сербия имеет полное законное, политическое и моральное право настаивать на последовательном и всеобъемлющем применении Резолюции 1244, особенно с учетом того, что она исполнила свои обязательства, прописанные в этом документе. Это позволило бы Белграду занять более активную позицию в переговорах и получить еще более серьезную международную поддержку. Вместо этого на протяжении месяцев (если не лет) звучит одно и то же: «нам никто ничего не предлагает, кроме идеи (а разве речь идет лишь об идее?) некоего нового всеобъемлющего документа». 

Автором этой новой резолюции, с определенным оговорками, очевидно, станет Германия. Может ли документ, который еще никто не видел и детали которого неизвестны, оказаться лучше, чем Резолюция 1244, которая оказалась компромиссной для всех постоянных членов ООН и Сербии как наследницы Югославии? Каким образом этот новый документ, составленный вне площадки ООН, может оказаться лучше для Сербии, чем Резолюция 1244? Кто станет его гарантом? Если расчет на то, что им снова выступит Совбез ООН, можно ли ожидать, что Россия и Китай станут голосовать за новую резолюцию, в разработке которого они не участвовали? С учетом «брюссельского формата», откуда, вероятно, следует ждать эту бумагу, фактически готовится легализация расширения НАТО на восток (или на запад, в зависимости откуда посмотреть: из Брюсселя, Кореи или с берегов Южно-Китайского моря). Предусматривает ли такой подход уважение интересов России, Китая, Индии и других стран, которые набирают силу? Или же Запад вновь рассчитывает на свое эксклюзивное право никого ни о чем не спрашивать? Возможно ли, чтобы документ, который является детищем западного доминирования, военной экспансии и однополярного мироустройства, отвечал интересам новой многополярной концепции партнерских международных отношений? Стоит ли ожидать, что Россия, Китай, Индия и другие поддержат в ООН сделку по формуле «признание сецессии Косово в обмен на развитие и лучшую жизнь»?

Закон «О свободе вероисповедания» в Черногории также проистекает из тенденции переписывания истории. Позиционируется он как «попытка пересмотра решения парламента Подгорицы, принятого в ноябре 1918 года». Однако само его название звучит парадоксально. Впрочем, когда попытка присвоения церковного имущества, ликвидации Сербской православной церкви в Черногории и установления некой новой квазицерковной организации облекается в закон «О свободе вероисповедания», это вполне в духе натовской политики. Хотя правильнее было бы назвать этот документ попыткой переписать историю, атакой на Сербскую православную церковь, покушением на сербскую национальную, культурную и духовную идентичность, а также на имущество СПЦ. В результате сербский народ поднялся на защиту святынь. На первый взгляд, — от агрессии конкретного тоталитарного режима, а на деле — от экспансионистской политики НАТО.

Перечисленные попытки пересмотра Дейтонского соглашения, резолюции СБ ООН 1244, принятие парламентом Черногории скандального церковного закона объединяет то, что направлены они против сербов и славян и подрывают основы существования нашей цивилизации. Идеологи этих «правовых преступлений» показывают, что они не отказались от политики тотального доминирования в Европе и в мире, игнорируют перемены в международных отношениях, стремление к равноправию и демократизации и оскорбляют весь мир, который сейчас готовится отметить 75-летие краха аналогичных геополитических иллюзий.

Живадин Йованович,

Председатель Белградского форума за мир равноправных,
министр иностранных дел Союзной Республики Югославии в 1998-2000 гг.

На фото: подписание Дейтонского соглашения, 1995 г.