Жизнь и подвиг епископа Баня-Лучского Платона

Баня-Лука особенно хороша в мае. Город утопает в свежей зелени, теплый ветер доносит цветочный аромат. Трудно поверить, что 81 год назад, в такие же солнечные весенние дни, здесь произошла трагедия. 

В апреле 1941 года Баня-Лука была захвачена фашистами и включена в состав марионеточного Независимого Государства Хорватия. Начались репрессии против сербского населения, в первую очередь – против православных священников. Усташский градоначальник Виктор Гутич 27 апреля издал приказ об упразднении Баня-Лучской епархии СПЦ  и депортации ее главы, епископа Платона. 

Гутич не сомневался, что владыка выполнит требования. Что мог сделать скромный священник против репрессивной машины? Но тот не только написал усташам гневный ответ, но и распространил свое письмо среди горожан, чтобы люди знали, что происходит. Владыка писал, что он «обязался перед Богом, Церковью и народом проявлять заботу о своей духовной пастве, постоянно и стабильно, невзирая ни на какие обстоятельства и события, связывая неразрывно жизнь и судьбу свою с жизнью и судьбой своего духовного стада…». 

В ночь с 4 на 5 мая за Платоном пришли. Отвезли в пригород, где зверски убили. Брошенное в реку Врбаню тело удалось найти и опознать лишь спустя три недели. Усташи не разрешили похоронить владыку по православному обряду. Только в 1973 году останки были перенесены в храм, а в 1998 году Сербская православная церковь провозгласила Платона священномучеником и причислила к лику святых.

1Clip

Меня всегда интересовала личность епископа Платона. Я побывала в храме Святой Троицы в Баня-Луке, где хранятся мощи святого. Хотелось больше узнать о жизни этого человека и такая возможность предоставилась.

В интернете я нашла мобильное приложение «Николай», созданное при содействии русско-сербской научно-просветительской организации «Императорское Православное Палестинское Общество» и с благословения Баня-Лучского епископа Ефрема. Приложение показывает близлежащие православные церкви и монастыри.

«Николай» выдал длинный перечень храмов в южной части Баня-Луки, где я находилась. Оказалось, что я побывала везде, кроме одной церкви. Она была посвящена Священномученику Платону. При первой возможности я туда отправилась.

Храм находится в Врбане, поселке-спутнике Баня-Луки. Туда можно добраться на автобусе, но я предпочла пешую прогулку. Миновала знакомый храм Рождения Пресвятой Богородицы, излучину Врбаса и живописный парк на острове.  Дальше дорога была скучноватой: карьер, автозаправка, заборы и склады. Мои мысли невольно вернулись к судьбе владыки Платона.

Его мирское имя – Миливое Йованович. Он родился 29 сентября 1874 года в Белграде, в семье офицера. Отца Миливое перевели на службу в Южную Сербию. Там молодой человек окончил школу, после чего поступил в Белградскую духовную семинарию. Будучи студентом третьего курса, юноша принял постриг под именем Платон. 

По окончании семинарии молодой священник мечтал продолжить учебу в России, в Московской Духовной Академии. С этой целью в 1896 году он приехал в Москву и поселился на Сербском подворье. Никто не верил, что сербский монах сможет поступить в Академию: ведь он совсем не знал русский язык. Платон не только выучил русский всего за девять месяцев и успешно сдал экзамены, но и стал первым сербом, удостоенным за отличную учебу стипендии из фонда И.С. Аксакова. То время можно было назвать золотым веком русского богословия. Молодой серб учился у лучших преподавателей: Е.Е. Голубинского, А.П. Лебедева, В.О. Ключевского, Н.Ф. Каптерева, Г.А. Воскресенского, М.Д. Муретова, А.И. Введенского. Кандидатская диссертация Платона, посвященная состоянию сербской церкви в годы правления царя Душана, была удостоена награды русского Синода.

Платон окончил Духовную Академию в 1901 году, получил степень кандидата богословия и вернулся на родину. Его ждало назначение игуменом в монастырь Раиновац в Гроцке. Тихая и размеренная жизнь не прельщала молодого монаха. Богословие, преподавание, журналистика – вот неполный перечень того, чем хотелось заняться Платону. Активность и трудолюбие всегда были у него в крови. Платон оставил Гроцку. В 1902 году он стал преподавателем Первой белградской гимназии и одновременно — членом редакции «Христианского вестника».

В столице Платон сразу же окунулся в гущу общественно-политической жизни. Сербские священники в то время активно обсуждали проблему монастыря Высоки Дечани. Кому принадлежит обитель – русским или сербам? 

В конце XIX века ослабевшая Османская империя больше не могла обеспечить порядок на своей территории. Бандиты убивали и грабили безнаказанно, а особенно активно – в отдаленных горных районах. Как раз в таком месте и располагается древняя сербская святыня – монастырь Высоки Дечани. Монахи обращались за помощью к сербским князьям и русским царям – безрезультатно. Ватикан обещал защитить обитель, но взамен потребовал принять унию. Монахи отказались. Убийства, разбои и грабежи продолжались. К 1902 году из всей братии осталось лишь пять человек. Тогда митрополит Рашско-Призренский Никифор пригласил в Высоки Дечани русских монахов. Видимо, из России приехали крепкие и смелые люди. Монастырь они защитили и начали вести монастырское хозяйство так, как привыкли на родине. Не всем в Белграде это понравилось. Сербские газеты, например, влиятельная «Политика», резко критиковали русских за неправильное ведение дел. Звучали призывы вернуть сербам их национальное достояние. 

Платон получил назначение игуменом в Дечани. Однако ни приступить к работе, ни даже приехать в монастырь он не смог: русские монахи к тому времени уже выбрали своего настоятеля. Платон, проживший пять лет в Сергиевом Посаде, любил Россию. Но поступаться своими принципами не стал. Находясь в Белграде, повел борьбу за возвращение монастыря Сербской Церкви. Борьба эта не увенчалась успехом. Принципиальный Платон только нажил себе недругов в столице. А конфликт впоследствии разрешился сам собой: в начале Первой мировой русские монахи вернулись на родину.

В 1903 году, в результате интриг неприятелей, Платон был отправлен преподавателем богословия в провинцию. Сначала в Алексинац, а после – в Ягодину. Энергичный и хорошо образованный священник быстро приобрел авторитет среди коллег и студентов. Через три года было решено вернуть талантливого богослова в Белградскую гимназию, назначить редактором «Вестника» и повысить до архимандрита.

Активная работа была прервана. Началась Первая Балканская война, а после нее – Первая мировая. Платон отправился на фронт, служил священником Моравской бригады, где был награжден золотой медалью. Сидя под дождем и снегом возле походного костра, он писал письма другу, митрополиту Димитрию. Там не было жалоб на жизнь, лишь слова заботы о солдатах и мысли о Боге.

Кому, как не священнику, знать, что судьба порой бывает удивительно несправедлива. После войны, стараниями недоброжелателей, Платон был отправлен на пенсию. Этот удивительный человек не роптал на жизнь и не опустил руки. Он стал учиться. Использовал каждую возможность, чтобы получить новые знания. Побывал учеником столяра, бухгалтером и директором типографии. 

В 1922 году умер видный политик Стоян Рибарац — один из самых влиятельных противников Платона. Последовало долгожданное возвращение к церковным трудам и назначение игуменом в монастырь Раковица.

Тот, кто бывал в Белграде, вероятно, помнит этот прекрасный монастырь на юге сербской столицы. Платон нашел здесь большое поле для деятельности. Энергичный и трудолюбивый игумен организовал строительство школы и типографии. Не все священники были готовы много работать. Нашлись недовольные, которые стали писать доносы и обвинять игумена в растратах. Платон как мог защищал свою правоту, но был уволен и отправился в далекую провинцию, в монастырь Святого Иоанна Богослова в Поганове.

И все же правда восторжествовала. Через несколько лет обвинения были сняты. Неутомимый Платон приступил к новой работе – редактором «Вестника Сербской Православной Патриархии» и управляющим монастырской типографией в Сремских Карловцах. Вот когда пригодились полученные на вынужденной пенсии знания!

4 октября 1936 года произошло долгожданное событие: заслуги Платона были признаны, и он получил сан епископа. Владыка к тому времени был уже немолод, но на лаврах почивать не собирался. Работа. Неустанный созидательный труд. Не для галочки, а во имя результата. Образованный и думающий человек, Платон всегда имел собственное мнение и не кланялся авторитетам. Таких людей можно переубедить, но нельзя запугать или заставить. Показательный пример – его отношение к Конкордатскому кризису. Правительство Милана Стоядиновича настаивало на ратификации договора с Ватиканом, который значительно расширял права католической церкви в Сербии. Православное сербское духовенство выступило решительно против. Платон писал и печатал у себя в типографии листовки против конкордата. Более того, подбрасывал эти листовки рабочим типографий, где печатали брошюры его оппоненты. Во время Кровавой литии 19 июля 1937 года (последовавшей за подписанием конкордата) владыка был в рядах демонстрантов и храбро сражался с жандармами. Вот такой это был человек.

Платон был назначен епископом Баня-Лучским, и 1 октября 1940 года прибыл на новое место работы. Владыка уже имел репутацию человека принципиального и даже неуживчивого. Многие в Баня-Луке отнеслись к новому епископу с недоверием. Тем более, что прибытие было обставлено необычным образом: Платон приехал в город и явился на рабочее место. Вот так просто. Без всяких положенных церемоний, за что и получил выговор от руководства СПЦ. Однако в Баня-Луке епископ нашел единомышленников. Местные сербы отличались независимостью и смелостью так же, как и Платон. Нового епископа полюбили. Даже те, кто сперва отнесся к нему с предубеждением, превратились в его друзей. Здесь, в Баня-Луке, владыка наконец оказался в кругу близких по духу людей.

Размышляя о судьбе Платона, я незаметно дошла до поселка Врбаня. Это своего рода промышленно-транспортный узел: здесь находится железнодорожная станция, мукомольное и целлюлозное производства. А еще небольшие магазинчики, чевапницы и, конечно, парк с тренажерной площадкой, которая никогда не пустует. 

Poselok Vrbanya

Дорога сделала крутой поворот. Впереди показался храм Святого Священномученика Платона. Окрашенный в чистые, светлые цвета, храм казался одновременно простым и возвышенным. Он как нельзя лучше соответствовал своему небесному покровителю – святому Платону.

Hram Sv.Platona

Из церкви вышел батюшка, запер за собой двери и торопливо направился к автомобилю, однако, заметив меня, улыбнулся и спросил, чем может помочь. Узнав, что туристка из России хочет посмотреть церковь, священник отложил свои дела. Открыл храм и провел меня внутрь. Несмотря на простое убранство, в храме было уютно и как-то по-особенному светло. Сбоку от алтаря висела икона с изображением святого Платона.

Hram vnutri

Батюшка с гордостью рассказал, что отличное состояние церкви – заслуга прихожан. Заметив мой интерес к биографии владыки, он подарил мне церковный журнал. Одна из статей была посвящена восьмидесятой годовщине гибели священномученика. Мне не хотелось долго задерживать любезного батюшку, но я не могла не задать важный вопрос: действительно ли храм стоит на том месте, где был убит владыка? Оказалось, что нет. Точное место казни неизвестно. Священник посоветовал мне пройти немного дальше, до старого кладбища. Предполагают, что именно там принял смерть владыка Платон.

Mesto gibeli sv.Platona

Сегодня поселок Врбаня – мирное и приятное место. Опрятные частные домики с цветущими палисадниками, приветливые жители. Вскоре показалась мечеть и возле нее – маленькое старое кладбище. Ничто не напоминало о разыгравшейся здесь трагедии.

Некоторые источники утверждают, что владыка Платон колебался и даже обращался за помощью к католическому епископу Баня-Луки Йозо Гаричу. Был момент, когда он собрался уехать. И что с того? Это никак не умаляет подвига. Сам Господь терзался сомнениями в Гефсиманском саду.

Епископ Платон остался в Баня-Луке. Ночью 4 мая 1941 года к нему пришли трое. До нас дошли имена этих людей: телохранитель усташского градоначальника Осман Челич и его помощники Мирко Ковачевич и Нино Чондрич. Есть историческая справедливость в том, чтобы помнить эти имена. Мы не говорим «виноваты хорваты» или «виноваты бошняки». Мы вспоминаем палачей поименно. Господь на Страшном Суде не будет судить народы. Он спросит с каждого человека персонально по делам его.

Владыку Платона и протоирея Душана Суботича из Босанской Градишки отвезли на берег Врбани, где в те годы была пустошь. Мучители били священников, вырывали им бороды, резали ножами и насыпали в раны соль. Потом трупы сбросили в реку. Сейчас, глядя на зеленые холмы, вдыхая аромат цветов и слушая пение птиц, невозможно себе представить весь ужас той майской ночи.

reka Vrbanya

Все в мире закономерно. Владыка Платон целую жизнь шел к своему подвигу. Этот умный и независимый человек всегда служил людям. Во главу угла он ставил интересы дела и много работал, невзирая на трудности. Такого человека можно убить, но нельзя сломать. Наверное, на таких людях держится мир.

© 2018-2024 Балканист. Все что нужно знать о Балканах.

Наверх