Зачем туркам православные святыни, и осуждал ли Россию болгарский Патриарх?
Уже почти две тысячи лет православие является основой мироощущения и незыблемым моральным кодексом для многих народов — русских, греков, болгар, румын… Зародившись и окрепнув в древней Византии, православие и теперь остаётся основной конфессией во многих странах Балканского полуострова. Приходится признать, что сегодня, как и много веков назад, наша вера — предмет гонений, унижений и политических манипуляций.
Былое религиозное противостояние с соседним мощным мусульманским государством — Турцией, давно исчезло. С тех самых пор, как силой, прежде всего, русского оружия османы лишились своих имперских амбиций. Однако нынешнее руководство страны без малейших угрызений совести регулярно использует религиозный аспект для решения своих политических проблем.
Турецкий президент Реджеп Эрдоган все десятилетия своего правления бредит навязчивой мечтой о воссоздании турецкой империи и возрождении «Блистательной Порты». Его маниакальное увлечение внешней политикой, попытки создать имидж международного посредника и миротворца давно уже мало согласуются с катастрофическим экономическим положением в самой Турции. Неуклонно растущая инфляция, падение покупательной способности турецкой лиры, скачки цен на все виды продуктов и услуг — очевидная реальность в стране. Это не могло не сказаться на уровне поддержки населением нынешней власти. Оглушительный разгром партии Эрдогана на прошедших в конце марта местных выборах явно сигнализирует — трон под «султаном» основательно закачался. Свои внутренние проблемы он пытается решить испытанным, но циничным способом — разжигая религиозные конфликты, потакая местным фанатикам.
Превращение древних христианских храмов, расположенных на турецкой территории, долгие годы сохранявшихся в качестве музеев, в мусульманские мечети, стало своеобразной «палочкой-выручалочкой» Эрдогана. Как только он начинает ощущать угрозу своему владычеству, недрогнувшей рукой турецкий лидер прибегает к этому трюку, оскверняя очередную святыню. При том что население страны преимущественно мусульманское (по различным данным, от 97,8 до 99,8% исповедуют ислам), Эрдоган таким образом мгновенно зарабатывает некоторые электоральные «очки» в противостоянии с оппозицией.
Начало этой недоброй тенденции было положено ещё в 2020 году, когда один из главных символов христианства — собор Святой Софии, потерял статус памятника из списка всемирного культурного наследия ЮНЕСКО и был превращён в очередную мечеть. Учитывая, что по всей Турции насчитывается более восьмидесяти тысяч мечетей, не считая мусульманских молитвенных домов, очевидно, что никакой практической необходимости в том не было.
Совсем недавно, пала ещё одна древняя святыня — церковь Святого Спасителя в Хоре. Храм, возведённый в XI-XII веках, расположен недалеко от городских стен исторической части Стамбула и известен своей сложной мозаикой и фресками, датируемыми IV веком. Теперь для проведения мусульманских обрядов эти произведения искусства придётся убрать или скрыть от глаз человеческих…
Эрдоган лично, в режиме видеоконференции, участвовал в открытии мечети в стенах храма. Распоряжение о совершении этого святотатства он подписал ещё четырьмя годами ранее.
Греческая пресса отреагировала достаточно остро на ситуацию: «Диктатор Эрдоган, воспользовавшись апатией правительства, без колебаний превратил византийский храм монастыря Хора в Константинополе в исламскую мечеть! Это унижение глобального масштаба спустя несколько лет после осквернения самой Колыбели Православия, Святой Софии».
Болгарские СМИ отозвались более сдержано и аналитично: «Решения превратить соборы Святой Софии и Хоры обратно в мечети рассматриваются как шаги, направленные на усиление консервативной и религиозной поддержки правящей партии Эрдогана в условиях экономического спада».
Что касается болгарской православной церкви, то здесь наблюдается и весьма ощутимое давление со стороны собственных политиканов. Показательна ситуация, когда буквально все провластные болгарские СМИ, надрываясь и брызжа слюной, комментировали заявление главы местной православной церкви Патриарха Неофита. Прозападные сайты сверкали заголовками: «Патриарх Болгарский Неофит осудил российскую агрессию!». Особо ретивая «Свободная Европа» строила предположения, выдавая свои мечты за «глубокий анализ» ситуации: «Это похоже на изменение позиции Болгарского Патриархата. До сих пор Священный Синод с осторожностью высказывался о полномасштабном вторжении России на Украину и о войне, которую Москва начала два года назад», писали они.
В скором времени болгарский Патриарх скончался, и неожиданным диссонансом прозвучали слова Чрезвычайного и полномочного посла Российской Федерации в Болгарии Элеоноры Митрофановой, присутствовавшей на его похоронах: «Мы очень скорбим, это большая утрата. Патриарх Неофит был истинным священником, большим другом России, и наша Церковь скорбит вместе с Болгарией и болгарским народом».
Что это? Дань дипломатическим традициям? Не думаю. Посол говорила о Патриархе искренне и очень прочувствованно. Ответ найти не так уж и сложно. Дьявол, как и обычно, кроется в мелочах.
Посмотрим, что дословно сказал Патриарх Неофит, причём ни разу не упомянув Россию: «Разрушительная война против братской Украины, за которой последовало не менее страшное для нашего христианского сознания военное столкновение на землях, освящённых богочеловеческим присутствием Спасителя, ещё раз напомнило нам всем о значении армии для каждого человека, нации и государства». И последние слова священника о продолжающемся конфликте на Ближнем Востоке, и упоминание Украины логичны в устах православного архиерея, ратующего за мир во всём мире. И где тут какое-либо осуждение?
Кроме того, говорил ли Патриарх на эту тему вообще? Возьмём в руки календарь. В болгарской прессе заголовки вроде «Патриарх Неофит угасает» появились в последних числах ноября 2023 года! Там же говорилось: «Состояние здоровья Патриарха Неофита крайне тяжёлое и единственное, что может его спасти, — это чудо. Положение 78-летнего патриарха критическое. Он не показывался уже больше месяца, а его последним публичным появлением стала встреча с бывшим мэром Софии Йорданкой Фандыковой 25 октября. С тех пор патриарх не появлялся перед камерами и не проводил официальных встреч».
Заявление же о неком «осуждении русской агрессии» было опубликовано болгарским Синодом только в январе 2024 года! То есть православный священник, находясь при смерти, готовясь встретиться с Господом, делает политические заявления? Да побойтесь Бога! Человеку, пребывающему в практически коматозном состоянии, можно приписать любые слова.
В минувшем марте один местный сайт опубликовал стенограмму обсуждения этой темы двумя «великими специалистами» с политическими амбициями под заголовком «Неофит выступил против Росси». Внимание привлёк очень точный комментарий читателя, под публикацией: «Он непреклонен в том, что Патриарх Неофит войдёт в историю за противодействие российской агрессии на Украине». Вот так даже память о патриархе используется, чтобы лгать и продвигать проукраинскую пропаганду.
Это к вопросу о том, что думает о ситуации болгарский народ. А тем временем, страна уже «во второй раз встретила Пасху без избранного главы Болгарской Православной Церкви». Местные иерархи всё активнее сражаются за патриарший престол, поддерживаемые различными политическими силами. Так, глядишь, и сама болгарская церковь превратится в очередную новую политическую партию. Пожалуй, для истинного православия это пострашнее турецкой экспансии в отношении христианских святынь.
Обложка: islamnews.ru