«За порог» епископа Григория (Дурича)

Владыка Григорий, епископ Дюссельдорфский и всей Германии — личность интересная. Он настоятель Сербской православной церкви, служит в сане епископа в Германии с 2018 года. В миру его зовут Младен Дурич, родился он в 1967 году в Боснии. Отучился в технической школе на электрика, но затем выбрал путь священника. В 1988 году поступил на Богословский факультет в Белграде, а через год был призван в югославскую армию. Младен успел отслужить в Загребе до начала войны в Хорватии, но зато встретил в герцеговинском Требинье Боснийскую войну. Там Дурич и провёл военные годы иеромонахом, а с 1999 года и до самого отбытия в Германию был епископом Захумско-Герцеговинской и Приморской епархии Сербской православной церкви.

Трудно себе представить, каково было Григорию руководить такой епархией в такие годы. Значительная часть её территории находится в мусульманско-хорватских районах Боснии и Герцеговины, а также в Хорватии. Многие церкви и монастыри были разрушены. В годы войны погибли тысячи прихожан храмов епархии и тысячи их соседей — боснийцев и хорватов. Григорий видел горе людей, разрушения, разорванные семьи, ухоженные и неухоженные могилы — как только что закончившейся войны, так и Второй мировой, которая тоже прошлась пламенем по горам и рекам Герцеговины.

Возможно, увиденный собственными глазами ужас и страшные истории, услышанные Григорием во время исповедей, побудили его написать книгу «За порог». Она вышла в 2017 году, а на русском языке — в 2022-м. Эта книга — не проповедь священнослужителя и не отвлечённый полёт фантазии, какой встречается в произведениях многих балканских писателей. Это, по сути, летопись Герцеговины — пусть и очень краткая.

У герцеговинских сёл есть какой-то своеобразный вид замкнутости — этакой отгороженности и озаборенности всех мастей. Здесь сухой климат и много солнца, поэтому эти сёла, как и вся природа в этом краю известняка, выглядят удивительно чистыми и нереальными.

А вот рассказы Григория о людях, увы, вполне реальны. У кого-то в годы Второй мировой или Боснийской войны убили родителей, у кого-то — детей, многие погибли уже в мирное время: в 1940-е — во время расправ коммунистической власти над четниками, в 1990-е годы — от пьянства, наркотиков или в автокатастрофах. Потерял многих близких и сам владыка Григорий. Он знает печальную историю балканского XX века не по историческим трудам, а по могильным крестам своих и чужих предков.

Если хотите узнать прошлое какого бы то ни было места — идите на кладбища. На них записана история. Кладбища помнят всё  — и помнят лучше, больше и дольше всех.

Уверен, Григорий хотел бы рассказать гораздо больше светлых историй, но что поделать: люди обращаются к Богу и его служителям гораздо чаще в тяжёлые моменты своей жизни, чем в радости. Как говорится, счастье любит тишину. А вот о горе и беде хочется кому-то рассказать — может, хотя бы на душе станет легче.

Сразу от дверей пещеры она начала говорить: «Отче, мой отец убил моего брата, я своими глазами это видела… Брат был наркоманом, отец учинил это в гневе. Нет у меня сил на него заявить, он и без того несчастен!»

Епископ Дюссельдорфский вспоминает и какие-то абсолютно житейские, приземлённые вещи. Он с детства любит поезда, рассказывает о том, как в юные годы обожал играть во все игры с мячом, какие только были доступны, — в футбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис… Воистину, любовь жителей Югославии к видам спорта с мячом давно известна, и юный Младен Дурич не был здесь исключением.

Ещё осмелюсь припомнить, что Творец все миры и галактики сотворил в форме мяча, как некоторые святители говорили. Представьте себе — мы живём на мяче, нас хоронят в мяче… И сегодня, хоть я с виду зрелый человек, как только увижу мяч, мне хочется его взять или хотя бы до него дотронуться.

Да, в своей книге епископ Дурич рассказывает и о вполне мирских делах. Сербской православной церкви вообще свойственна бόльшая открытость, включённость, что ли, в мирское. Это наверняка замечали многие россияне, гостившие в Сербии: требования ко внешнему виду в сербских церквях менее строгие, чем в России, кого-то из туристов потчевали вином монахини на Фрушка-Горе. Нынешний глава СПЦ патриарх Порфирий вообще известен как активный пользователь социальных сетей и ценитель музыки — о его любимых песнях «Балканист» уже рассказывал. Совсем нетрудно увидеть священника на футбольном матче в маленьком сербском городе или селе — иногда батюшка ещё и благословляет прихожан прямо во время игры.

Хоть в мире нашем добро и зло существуют одновременно, никакой синтез между ними невозможен. Различие в том, что зло слабеет и исчезает, ссыхается и умирает, а добро цветёт и длится вечно.

«За порог» — не первая и не последняя книга епископа Григория. Будет очень интересно почитать, что Дурич напишет (дай Бог) о своём новом месте службы в Германии. И уж, конечно, рассказы духовного человека о мирской жизни явно читаются легче, чем рассуждения мирян, о том, что и как должна церковь делать или не делать.

© 2018-2024 Балканист. Все что нужно знать о Балканах.

Наверх