
Среди тем, которые мы незаслуженно обходили стороной на страницах нашего «взрослого» журнала, затмевая их статьями о более «пикантных» или «актуальных» вопросах, есть одна, которой точно стоит уделить внимание. Речь идёт о югославской анимации. Это не просто часть культурного наследия Балкан, но и уникальное явление в истории мировой мультипликации, которое расцвело в социалистическую эпоху.
Югославская анимация — это удивительный сплав народной мудрости, экспериментального искусства и западных влияний. Она формировалась в условиях, где идеология соседствовала с творческой свободой, а локальный колорит встречался с глобальными трендами. Эти мультфильмы не только развлекали, но и формировали мировоззрение целых поколений, чьи представители позже стали деятелями культуры, политиками и лидерами общественного мнения.
Давайте же отвлечёмся от серьёзных рассуждений и на минуту вернёмся в детство. Вспомним то время, когда все сегодняшние заботы казались далёкими тучами на горизонте, а главной задачей дня было успеть домой к определённому часу. Ведь мультфильмы показывали по телевизору всего раз в день, и пропустить их — значило остаться без этой маленькой, но такой важной частички радости.
Югославская анимация была для многих из нас окном в мир, полный фантазий, ярких красок и непринуждённой мудрости. Предлагаю вернуться в эту атмосферу, чтобы заново открыть для себя присущее ей очарование и уникальность, попутно вспоминая яркие её примеры.
Несмотря на ограниченные ресурсы, югославские аниматоры создавали яркие, оригинальные и часто философские работы, которые завоевали признание как внутри страны, так и за её пределами.
Анимационное кино в Югославии начало формироваться в 1930-х годах, но настоящий расцвет пришёлся на послевоенный период. После Второй мировой войны государство активно поддерживало развитие кинематографа, включая анимацию, как способ пропаганды социалистических ценностей и демонстрации культурного потенциала страны. Однако, в отличие от других стран Восточного блока, Югославия не была полностью изолирована от Запада, что позволило её аниматорам черпать вдохновение в международных тенденциях.
В период существования СФРЮ (1945-1991) производство всей кинопродукции активно финансировалось государством. Это было частью политики продвижения культуры и искусства как способа укрепления национальной идентичности, а также демонстрации культурного потенциала страны на международной арене.

Наиболее знаковым событием в области анимационной индустрии Балкан явилось создание «Загребской школы мультфильмов» и открытие киностудии (Zagreb Film) в 1956 году. Она стала центром югославской анимации и выпустила множество известных работ. Позже появились другие студии, такие как «Душица» (Belgrade) и «Вардарфильм» (Скопье). Но именно Загребская школа анимации была законодателем мод и оставила наиболее заметный след в истории.
Все студии получали субсидии от государства. Финансирование позволяло им создавать экспериментальные и авторские работы, которые не всегда были коммерчески успешными, но высоко ценились на международных фестивалях. Многие югославские мультфильмы, такие как, например, «Суррогат» Душана Вукотича, получили престижные награды, включая «Оскар». Это приносило их создателям и стране в целом известность, но не всегда напрямую влияло на финансовую окупаемость проектов. Международный успех был скорее символическим, чем экономическим.
Душан Вукотич (Dušan Vukotić) является одним из основателей Загребской школы анимации. Его мультфильм «Суррогат» рассказывает о человеке, который создаёт искусственный мир, но в итоге разрушает его. Этот мультфильм — яркий шедевр минимализма и символизма.
Хотя большинство югославских мультфильмов были авторскими и ориентированными на фестивали, некоторые проекты всё же были рассчитаны на массовую аудиторию:

«Профессор Балтазар» (Professor Balthazar) Златко Гргића (Zlatko Grgić) стал одним из немногих коммерчески успешных сериалов. Его простой и понятный юмор привлёк широкую аудиторию и в первую очередь, конечно, детей. Мультфильм рассказывает о забавных изобретениях и приключениях изобретателя-неудачника.
Ещё одним представителем загребской школы является Владислав Кристл (Vlado Kristl), известный своими авангардными и экспериментальными работами. Его фильмы часто критиковали общество и политическую систему.
В работах Неделько Драгича (Nedeljko Dragić), одного из самых плодовитых аниматоров загребской школы, особенно заметен «загребский стиль» с характерным для югославской анимации минимализмом, тонким, иногда чёрным юмором и абсурдностью. Аниматоры часто использовали простые линии и формы для передачи глубоких идей, придающих работам философский подтекст. При этом юмор в таких работах, как и в фильмах Эмира Кустурицы, можно сказать, на любителя, особенно для далёких от Балкан ценителей мультипликации.
Можно сказать, что анимация Балкан является смесью минимализма, философии и экспериментов, оставившей значительный след в истории мировой мультипликации. Югославские аниматоры активно экспериментировали с техниками — от классической рисованной анимации до пластилиновой, кукольной и даже песочной. Особое внимание уделялось звуку и музыке, которые часто играли ключевую роль в создании атмосферы.
Однако примеры широкой популярности были исключением, а не правилом. Большинство анимационных фильмов не окупалось за счёт проката или продаж, так как их целевой аудиторией были не зрители, а фестивальные жюри и критики. Основная проблема состояла в том, что Югославия была относительно небольшой страной с ограниченной аудиторией, это и делало коммерческий успех труднодостижимым. Анимация являлась дорогостоящим процессом, особенно для страны с достаточно скромными ресурсами. Несмотря на признание за рубежом, югославские мультфильмы имели слабый экспортный потенциал и редко выходили на международный рынок в коммерческом смысле.
Если взглянуть на экономику анимационной индустрии в Югославии и позднее в Сербии, то она, как и российская экономика подобных отраслей, всегда являлась неоднозначной и зависела от множества факторов: государственной поддержки, международного признания, коммерческого успеха и культурных особенностей.
После распада Югославии в 1990-х годах анимационная индустрия столкнулась с серьёзными экономическими трудностями, как и Россия. Государственная поддержка практически исчезла, а новые независимые государства оказались в сложной ситуации.
В Сербии анимационная индустрия пережила несколько этапов:
– Кризис 1990х годов, когда после войны и международных санкций многие студии закрылись, создание новых мультфильмов стало крайне затруднительным из-за отсутствия финансирования, и некоторые аниматоры эмигрировали за границу, где продолжили свою карьеру.
– Возрождение 2000-х, когда после падения режима Милошевича ситуация начала меняться и появились новые возможности для сотрудничества с международными студиями, сербские аниматоры начали участвовать в совместных проектах с европейскими и американскими компаниями;
– Рост и коммерциализация 2010-х годов, когда Сербия стала привлекательной локацией для аутсорсинга анимации благодаря высококвалифицированным специалистам и относительно низким затратам.
Новые студии, такие как «PinkPanther Studio», начали создавать коммерческие проекты, ориентированные на международную аудиторию. Студия «Crnokosa Films» из Сербии работала над совместными проектами с Францией и Германией, выпуская короткометражные фильмы для международных фестивалей.

Стоит вспомнить популярный испанский мультсериал «Pocoyo», который частично производился в Сербии, что стало примером успешного международного сотрудничества.
Сегодня сербская анимационная индустрия находится на подъёме: правительство предоставляет гранты и налоговые льготы для анимационных проектов, сербские студии активно работают над заказами из Европы и США, при том что современные проекты чаще ориентированы на массового зрителя и имеют больше шансов окупиться.
На Балканах появляется всё больше анимационных фильмов, ориентированных на взрослую аудиторию, их создатели часто используют свои работы, которые зачастую носят экспериментальный характер, как платформу для обсуждения актуальных социальных и экологических проблем, затрагивая сложные темы.

Любопытным примерном является работа Алексы Гайича «Технотайз: Эдит и Я» в модном сегодня стиле кибербанк, хотя и снятым 16 лет назад (2009 год). Белград 2074 года в нём наполнен всё с теми же пекарами и буреками, однако напечатанными на 3d-принтерах. При этом городские очертания узнаются, хотя и предстают, на мой взгляд, в мрачновато-депрессивном виде.
Среди современных анимационных работ присутствуют также и песочная анимация, исследующая темы памяти и времени, и так называемые работы в стиле стоп-моушен, когда объектами съёмки физически манипулируют, перемещая их между отдельно сфотографированными кадрами так, что они кажутся самостоятельно движущимися или изменяющимися при воспроизведении серии кадров. В Черногории и Словении появились небольшие студии, специализирующиеся на стоп-моушен анимации.
Сегодня анимационные студии бывших югославских республик (Хорватии, Сербии, Словении и др.) пытаются возродить славу прошлого, создавая современные проекты, сочетающие традиции и новаторство.
Хотелось бы, чтобы за всеми этими поисками в мультфильмах оставалась душа, которая бы притягивала маленького зрителя. Недаром же сегодняшние дети, имея все плоды прогресса, стоят в очереди в павильон «Союзмультпарка» на ВДНХ, а при выборе мультика на телевизоре останавливаются, в том числе, и на старых сериях «Ну, погоди». Надеемся, что новые авторы учтут это.