«Вечность с щепоткой перца»: Греция нетуристическая

Первая ассоциация, которая возникает при слове «Греция», это, пожалуй, залитые солнцем и усыпанные сосновыми иголками пляжи, омываемые Эгейским и Ионическим морями. У кого-то перед внутренним взором предстанет строгий ряд колонн древнего Парфенона. У иных на языке возникнет вкус жирных, сочных маслин и соленой, кисловатой феты, а пальцы начнут отстукивать ритм танца сиртаки. Так или иначе, все это — стереотипные представления о стране, и с современной греческой повседневностью у них столько же общего, сколько у нашей — с медведями и балалайками.

Именно эту мысль российской публике попытались донести организаторы одного из мероприятий, посвященных перекрестному Году истории России и Греции, — первого фестиваля греческого кино в Петербурге. Команда энтузиастов из GREEKKINO решила показать российскому зрителю Грецию изнутри. Что волнует современных греков? С какими проблемами они сталкиваются и что ценят превыше всего? По версии GREEKKINO, ответы можно найти в трех фильмах, которые считаются одними из самых ярких в греческом кинематографе трех последних десятилетий. 

Легкие закуски

Между тем начало виртуального погружения в Грецию скорее призвано подпитать стереотипы о стране. На входе встречает девушка в традиционном костюме, в фойе можно продегустировать специалитеты греческой кухни — сыр и сладости, на столах — оливковое масло и традиционные йогурты. 

Sladosti

Еще одно развлечение гостей — лотерея: можно выиграть корзину греческих продуктов, месячный запас сыра и сертификат на бесплатное обучение греческому языку. Дуэт музыкантов-инструменталистов Duo Forte исполнил пару композиций с народными мотивами, а встречавшая всех античная красавица оказалась певицей и представила публике лирическую балладу и зажигательную песню на греческом языке.  

1. Devushka v traditsionnom grecheskom kostyume

Открыл кинопоказ генеральный консул Греции в Санкт-Петербурге Спиридон Вулгарис. Он оценил подборку представленных на фестивале фильмов, а также призвал почтить минутой молчания память скончавшегося греческого композитора Микиса Теодоракиса — автора музыки к танцу сиртаки, ставшему национальным достоянием Греции. Как танцевать сиртаки, гостям мероприятия в перерыве показали четыре девушки в красивых костюмах, которые медленными приставными шагами двигались по кругу. На порядок веселее стало, когда к ним присоединились гости.

Tantsy

Сет из трех курсов

Авторы проекта GREEKKINO анонсировали, что представляют на фестивале фильмы, которые позволят зрителю понять, что такое настоящая Греция. Выбранные ими ленты российскому зрителю пожалуй что близки: в них поднимаются темы, многократно отрефлексированные в русской культуре. Первый фильм подборки — «Враг мой» Йоргоса Цемберопулоса (2013 год) — идейно схож с «Преступлением и наказанием» Достоевского, а сюжет его перекликается с картиной «Ворошиловский стрелок». 

Владелец цветочной лавки Костас благополучно живет в Афинах с женой и двумя детьми до тех пор, пока в его дом не врываются грабители, которые насилуют его 14-летнюю дочь. Полиция помочь ничем не может, и героя начинает терзать мысль, что насильник остался безнаказанным. На помощь приходит дьявол-искуситель в обличье соседа — изгнанного из армии военного, который также пострадал  от воров и развесил на улице камеры. С его помощью удаётся установить личности преступников: некоторые из них — албанские мигранты. Костас решается на месть и убивает обидчика дочери, однако облегчения не испытывает. Ситуация лишь усугубляется: грабители шлют угрозы, и семья вынуждена скрываться в горной деревне. Отомстив, герой лишь испортил жизнь и своей семье, и жене насильника — румынке, которая осталась младенцем на руках. В конце фильма Костас попадает в полицейский участок. Здесь он предстает перед местным Порфирием Петровичем, пытающимся добиться от него признания, одним из грабителей и овдовевшей румынкой, которые заключают с героем немое соглашение: он не выдает преступника, а женщина «не узнает» его. В отличие от Раскольникова, Костас не получает наказания. В последней сцене он сидит, привалившись к столбу, разделяющему магистраль на две части, — словно между добром и злом.

Vrag moj Imdb
IMDB

Следующий фильм — «Вечность и один день» Тео Ангелопулоса — стал обладателем Золотой ветви Каннского кинофестиваля в 1998 году. Ведущие представили режиссера как «греческого Тарковского». Во время сеанса в зале и впрямь слышались перешептывания «Тарковский…».

Этот 2,5-часовой фильм действительно скорее поэзия, а не действо: тягучее полотно, сплетенное из символов, прогулка по воспоминаниям умирающего писателя Александроса, чьим спутником стал мальчик-албанец, которого литератор спас от участи быть проданным. Александрос решает вернуть ребенка на родину, и они отправляются на греко-албанскую границу. Там разворачивается сильная сцена. Граница обнесена железным забором, на котором проступают застывшие силуэты албанцев, пытавшихся перелезть через ограждение. За ним — хтонический белый туман и неизвестность. И без этого жуткую картину дополняет развевающийся над забором огромный ярко-красный флаг с черным орлом. Герои не решаются пересечь границу и уходят прочь. В следующем эпизоде создатели кино добавляют изображению яркости — в знак того, что персонажи приняли верное решение. Можно сказать, что картина символизирует течение человеческой жизни — рождение, смерть, любовь и муки творчества. А сопровождающий писателя мальчик становится его личным Хароном, проводником в мир мертвых. Перед расставанием Александрос даже вручает ему золотую драхму.

После такого погружения в экзистенциальные материи зрителей решили немного взбодрить. Организаторы пригласили выступить историка и автора экскурсий по греческим местам в Петербурге, который рассказал о том, что знаменитый русский художник Архип Куинджи по происхождению грек и что в Петербурге когда-то была Греческая церковь. Ее заказчиком стал промышленник и меценат Дмитрий Бенардаки. В советские годы церковь снесли, а на ее месте построили концертный зал «Октябрьский». Сегодня же об исторических связях наших стран в Петербурге напоминают, прежде всего, Греческий проспект и памятник  Иоанну Каподистрии — первому президенту независимой Греции, который до этого был российским министром иностранных дел.

Последним пунктом программы стала «Щепотка перца» Тассоса Булметиса: по словам организаторов фестиваля, — один из любимых фильмов самих греков. Это история взросления, полная как комедийных, так и драматических эпизодов, где центральное место занимает кулинария.

Лента разделена на три части: «Закуски», «Главное блюдо» и «Десерты», повествующие о разных жизненных этапах главного героя. Также в фильме затрагивается тема, сохраняющая актуальность на протяжении последних 50 лет, — отношения с Турцией. На фоне эскалации отношений Анкары и Афин из-за ситуации на Кипре (в 1974 году Турция ввела на остров войска), семью главного героя — тогда еще мальчика — депортируют из Стамбула. Фанис тяжело переживает переезд из-за расставания с дедушкой, решившим остаться в Стамбуле, и девочкой Саиме, к которой он испытывал симпатию. Тем временем семье предстоит интегрироваться в греческое общество, ведь на исторической родине их считают «турками». На онлайн-конференции после фильма режиссер признался, что первые две части ленты автобиографичны.

SHHepotka pertsa Kinopoisk
kinopoisk.ru

Несладкий десерт

Устроители кинофестиваля подчеркивали, что хотели познакомить петербургских зрителей не с массовым продуктом, который можно увидеть на телеэкране, а с картинами, прошедшими проверку временем. Однако у такого подхода есть и отрицательная сторона. Такой фильм, как «Вечность и один день», требует времени на осмысление, не стоит зажимать его между двумя другими. 

Между тем подборка действительно удачная: она дает возможность провести параллели между греческой и русской культурой (что, несомненно, позволяет нам лучше проникнуться первой), а также задуматься о проблемах современной Греции — миграционном кризисе, угроза которого сейчас снова нависла над Европой из-за ситуации в Афганистане, и отношениях с Турцией. Вместе с тем в фильме Тео Ангелопулоса можно увидеть и возвращающегося с митинга демонстранта: в Греции в этом году состоялось бессчетное количество протестов антипрививочников. Так что вся поднятая в картинах проблематика в очередной раз напоминает о цикличности истории. 

На обложке кадр из фильма «Вечность и один день» / kinopoisk.ru

© 2018-2021 Балканист. Все что нужно знать о Балканах.

Наверх