На фоне трагедии, случившейся на железнодорожном вокзале в сербском Нови-Саде 1 ноября (там обрушился бетонный козырёк крыши, погибло 14 человек), последовавших разбирательств и даже беспорядков осталось незамеченным, как теперь решится судьба памятника, который планировалось установить на привокзальной площади.
Речь идёт о монументе под названием «Апофеоз Сербской Воеводины». Планируется, что в «Апофеозе» должны быть увековечены три человека. Это генерал-майор австрийской армии Георгий Стратимирович (1822-1908), вождь либерального крыла сербов Воеводины во время революции 1848 года; генерал-майор той же армии и сербский воевода Стеван Шупликац (1786-1848); сербский патриарх Йосиф Раячич (1785-1861). Все эти люди активно участвовали в революционных событиях 1848-1849 годов в Воеводине.
В ту жаркую пору сербы, проживавшие на границе Австрийской империи с Княжеством Сербией (оно формально входило в состав Османской империи), потребовали — по примеру венгерских революционеров — самоуправление, церковную автономию, широкое использование родного языка и другие преференции.
Изначально оппозиционное центральным властям в Вене, движение воеводинских сербов затем стало скорее антивенгерским, а в итоге Австрия, подавив восстания на других своих территориях, сумела договориться с сербскими лидерами: мартовская конституция 1849 года провозглашала Сербскую Воеводину, но без каких-либо особых уступок. Регион возглавил патриарх Иосиф Раячич. Сербы окончательно отвернулись от венгерских повстанцев, в апреле-мае венгры нанесли австрийцам и сербам ряд поражений, а летом того же года венгерский гарнизон Петроварадина подверг жесточайшему обстрелу Нови-Сад, в результате чего город был почти полностью разрушен и позднее отстроен примерно в том виде, в котором существует сейчас.
Венгерская революционная армия, терпя поражения от австрийских и русских экспедиционных войск фельдмаршала Паскевича, капитулировала в августе 1849 года. Сразу после этого, решив главную проблему, австрийцы начали ликвидацию сербских завоеваний: в ноябре название региона сменилось на «Воеводство Сербия и Тамишский Банат», а местную власть стал осуществлять венский генерал Фердинанд Майерхофер. Наконец, в 1861 году Воеводство было окончательно ликвидировано, а его территория полностью вошла в состав Венгерского королевства, которое спустя несколько лет стало составной частью двуединой Австро-Венгрии. Таким образом, все небольшие реальные достижения Сербской революции 1848 года были ликвидированы.
Тем не менее события революции стали важной вехой в росте национального самосознания сербов Австрии и Венгрии и, конечно, сыграли немалую роль в присоединении Воеводины к Сербии в 1918 году. Три года назад, в конце 2021-го, несколько важных культурных институций Воеводины (в том числе Матица Сербская) предложили идею создания памятника Раячичу, Шупликацу и Стратимировичу под названием «Апофеоз Сербской Воеводины». Строительство памятника было одобрено скупщиной Нови-Сада в ноябре того же года.
В декабре 2022 года был объявлен конкурс на проект памятника с призовым фондом 5 миллионов динаров. Тогда же было решено выделить на строительство «Апофеоза» более 100 миллионов динаров. Это очень солидная сумма: по тем же планам конца 2022 года на ремонт моста между Каменицей и Петроварадином власти Нови-Сада планировали потратить около 70 миллионов динаров.
Поскольку в Нови-Саде, как и в целом в Сербии, всё «полако», то не стоит удивляться, что работы по созданию памятника даже не успели толком начаться. При этом планы у города были наполеоновские: в «листе ожидания» вслед за революционной троицей 1848 года находились памятники Николе Тесле, американскому президенту Вудро Вильсону и «певцу Воеводины» — Мирославу «Мике» Античу. По словам новисадского мэра Милана Джурича, в апреле 2025 года должно начаться строительство 450-метрового пешеходно-велосипедного моста через Дунай — там, где ранее стоял мост Королевича Андрея (об этом мосте «Балканист» уже писал).
Теперь же, после трагедии 1 ноября, непонятно, увидит ли вообще Воеводина свой «Апофеоз». Кстати, изначальное значение греческого слова «апофеоз» — это обожествление, возвеличивание, а теперь оно чаще применяется, когда мы говорим о кульминации чего-то. И ведь именно три героя были выбраны для памятника — возможно, тоже не случайно, а с религиозным подтекстом. А может, обожествлять простых (хоть и незаурядных) людей и даже прекрасную Воеводину не стоило, а памятнику следовало подобрать какое-нибудь более приземлённое название — «Отцам Воеводины», например? Выбрали же для строящейся в крае автодороги название «Улыбка Воеводины», а что здесь мешает? Впрочем, более вероятно, что на площади перед железнодорожным вокзалом Нови-Сада сначала появится памятник погибшим 1 ноября, а «Апофеоз» будет пока что отложен в долгий ящик.