В конце 2023 года стало известно, что в сербском Нови-Саде планируется построить пешеходно-велосипедный мост через Дунай. В декабре уже был подписан меморандум о взаимопонимании между властями города и китайской компанией «Шаньдун», которая станет исполнителем работ. Планируется, что длина моста составит 450 метров, а ширина — 12 метров.
Мост, который должен связать район Стари-град с крепостью Петроварадин, будет (по проекту) соединяться с 355-метровым туннелем, проложенным под крепостью, и составит с ним единый комплекс для активного отдыха. Общая стоимость работ запланирована на уровне 40 миллионов евро. Расходы поделят в равных долях город Нови-Сад и Автономный край Воеводина.
Самое интересное в данном проекте, помимо его амбициозности, — это то, что новый мост хотят строить на остатках старого. В качестве опор пешеходного моста будут использованы столбы, которые остались от предыдущего моста, стоявшего на этом месте, — моста королевича Андрея.
Многие гости Нови-Сада думают, что одиноко торчащие из воды бетонные опоры — это последствия натовских бомбардировок 1999 года. Действительно, четверть века назад агрессоры разрушили все нови-садские мосты через Дунай, и некоторое время жители города переправлялись с одного берега на другой только с помощью паромов. Постепенно мосты были восстановлены, но один из них — Жежелев — был заново открыт только в 2018 году.
Однако мост королевича Андрея был разрушен ещё раньше. Изначально, в период строительства (с 1881 по 1883 годы), он был назван в честь австро-венгерского императора Франца Иосифа. Проект моста, ставшего частью железной дороги Будапешт-Земун, составил инженер Карл Бауман. Нови-Сад в то время носил название Нойзац (на немецком языке), или Уйвидек (на венгерском). Уже тогда мост имел пешеходную дорожку. Одновременно под крепостью Петроварадин был прокопан туннель, ведущий к нему.
После Первой мировой войны Нойзац/Уйвидек стал частью Королевства сербов, хорватов и словенцев вместе с мостом Франца Иосифа и получил официальное наименование Нови-Сад. В 1929 году мост Франца-Иосифа был переименован в честь королевича Андрея — младшего и последнего сына короля Александра Карагеоргиевича. Андрей родился в июне того же года. Годом ранее в Нови-Саде после нескольких лет строительства был открыт совершенно новый мост (на этот раз автомобильный), получивший имя другого королевича — Томислава, среднего сына короля (Томислав родился в 1928-м). Мост Томислава строился частично на немецкие военные репарации и по довоенному австро-венгерскому плану.
А вскоре в Югославию пришла Вторая мировая война. Немцы вторглись в страну 6 апреля, очень быстро наступали и приближались к Белграду. Чтобы замедлить продвижение неприятеля, югославские минёры в ночь с 11 на 12 апреля взорвали мосты имени обоих королевичей. Впрочем, немцам и их союзникам это мало помешало — уже 12 апреля подразделения вермахта вошли в Белград.
После капитуляции Югославии немцы начали восстановление стратегически важных мостов. Хотя Нови-Сад, как и вся область Бачка, был аннексирован венграми, мост королевича Андрея использовался только для нужд немецкой армии. В 1942 году он снова заработал, как и мост королевича Томислава. Немцы установили вокруг них сильную охрану и снабдили её зенитными орудиями, так как британские самолёты часто пытались бомбить мосты, чтобы разорвать важнейшую линию снабжения вермахта на Балканах.
В сентябре 1944 года на территорию Югославии вступила Красная Армия. Советские войска быстро продвигались на запад. Теперь уже немцы решили взорвать за собой мосты, отступая из Нови-Сада. И мост королевича Андрея, и мост короля Томислава были разрушены 22 октября 1944 года. Но, если восстановление более нового моста Томислава началось почти сразу, то от Андреевского так и остались лишь стоять бетонные опоры. Отступая, немцы заминировали и туннель под Петроварадином, но пленный-итальянец Гвидо Песапане сумел сбежать от них и рассказал о взрывчатке местным жителям. Затем Гвидо вместе с новисадцами успел перебить электропровод, и взрыв в тоннеле не случился.
А вот мост королевича Андрея в 1961 году взорвали ещё раз. Жертвой минирования стал один из опорных столбов, мешавший судоходству по Дунаю. Такая вот ирония судьбы: снесённый дважды, взорванный трижды.
С тех пор в Нови-Саде были построены новые мосты, затем всех их разрушила авиация и ракеты НАТО весной 1999 года, потом они вновь возносились над Дунаем. А вот мост королевича Андрея так и оставался в стороне, будто бедный родственник.
Сам королевич Андрей, в детстве уехав из Югославии на учёбу в Англию, так и остался на Западе. Он закончил колледж при Кембридже и стал страховым брокером, а позднее переехал в США. Андрей Карагеоргиевич был женат три раза, от первых двух жён имел пятерых детей. Умер королевич в 1990 году — судя по всему, специально отравился угарным газом, находясь в собственном автомобиле.
А вот мост, названный в честь королевича Томислава, был восстановлен после войны (правда, получил название «Мост маршала Тито»), хоть и жил в Англии, всегда оставался в кругу сербов-эмигрантов и поддерживал их по мере возможности. В 1992 году Томислав Карагеоргиевич вернулся в Югославию и находился там до самой своей смерти в 2000 году, разделив со своим народом все тяготы 1990-х годов. Кстати, королевич Томислав чуть-чуть не дожил до восстановления «своего» моста — теперь уже под именем Варадинского он был открыт в сентябре 2000 года. Будущий (или бывший?) мост королевича Андрея наверняка станет ещё одной известной достопримечательностью Нови-Сада, особенно для пеших туристов, а также символом восстановления Сербии после тягот предыдущих десятилетий.