Сербия ищет альтернативные пути снабжения нефтью

Энергетический кризис и запрет на поставку в Сербию российской нефти по морю вынудили власти страны рассмотреть возможность строительства нового нефтепровода. 

Кратчайший и самый простой для Сербии путь — подключиться к нефтепроводу «Дружба» в Венгрии. Вместе с тем президент Сербии Александр Вучич заявил о возможности создания инфраструктуры, которая позволит «черному золоту» поступать в Сербию через албанский порт Дуррес. Эксперты сходятся во мнении, что несколько трубопроводов позволят Белграду иметь больше поставщиков, лучшую позицию на переговорах и возможность выбора в будущем.

274796 naftovod ilustracija novosti iff

Как заявил на прошлой неделе Вучич, Сербия построит 128-километровый нефтепровод из Нови-Сада в населенный пункт Алдже недалеко от Сегеда. Участок через Сербию составит 104 км. Стоимость проекта — около 100 млн евро. Трубопровод обеспечит частичное снабжение нефтеперерабатывающего завода в Панчево, а также обеспечит поставки именно российской нефти, поступающей в Европу по «Дружбе».

«В такие времена в лучшем положении всегда те, у кого есть разные маршруты доставки любых энергоносителей, в том числе и сырой нефти, — объясняет Любинко Савич, советник Торговой палаты Сербии. — Диверсификация приобретает сегодня все большее значение. Если бы у нас была ветка трубы до Венгрии, которая является кратчайшим и наиболее логичным путем, мы бы не оказались бы в ситуации, когда у нас потенциально может закончиться российская нефть. Держаться за ʺДружбуʺ — самое экономически оправданное действие».

Немногим ранее Министерство энергетики Сербии озвучило другой вариант — подключение к «Дружбе» под Будапештом. Длина этого маршрута значительно больше — 400 км, а его стоимость не менее 240 млн евро.

«Филиал «Дружбы» заканчивается недалеко от Будапешта, в местечке Сазхаломбатта, — объясняет Савич. – Но у Венгрии, вероятно, есть несколько небольших нефтепроводных систем с меньшей пропускной способностью, которые могут доставлять нефть в [приграничный с Сербией] Сегед».

Президент Сербии не исключает, что Белград будет параллельно работать с партнерами по региональной инициативе «Открытые Балканы» над нефтепроводом по направлению к Северной Македонии. Далее эта «труба» доберется до Дурреса и создаст возможность, что нефть сможет поступать в Сербию по морю и через этот албанский порт.

«Оба нефтепровода были бы очень кстати, — считает Воислав Вулетич, президент Газовой ассоциации. — В настоящее время нефть доходит до нас только через остров Крк и Адриатическое море. Строительство нефтепровода протяженностью около 120 км не займет много времени. Мы могли бы закончить его за полтора-два года. Хорошо бы пустить ветку и в сторону Дурреса. Было бы здорово, если бы нефть могла доходить до нас из пяти направлений. При таком раскладе у вас будет больше потенциальных поставщиков, и вы можете договариваться о более выгодной цене».

С этой экспертной оценкой согласен и Любинко Савич: 

«Ни у одной балканской страны нет собственной нефти [в достаточном количестве]. Дуррес – это еще одно направление, откуда мы могли бы эту нефть получать. Будь то Дуррес, порт на Черном море или на Эгейском — не имеет значения. Хорошо, когда есть альтернатива. Несколько направлений повышают безопасность. Конкурентоспособность поставок позволяет вести переговоры о том, каковы будут транзитные таксы. Инфраструктурный коридор имеет стратегическое значение».

Нефтепровод «Дружба» — самый длинный в Европе. Он был построен еще в 1964 году и протянулся на 4 тыс. км. Через него из России ежегодно перекачивается 50 млн тонн сырой нефти. «Труба» берет свое начало в Татарстане и идет до Белоруссии, где делится на две ветви. Северная идет в Польшу, Литву, Латвию и Германию, а южная — на Украину, Чехию, Словакию и Венгрию.

Редактор сайта «Энергетика Балкан» Елица Путникович убеждена, что от присоединения к нефтепроводу «Дружба» Сербия получит дополнительную прибыль.

«Хорватия, а именно JANAF, шантажировала Сербию повышением цен на транзит, потому что другого альтернативного нефтепровода у нас нет. Если бы мы проложили свою трубу до Венгрии, у нас появился бы альтернативный маршрут поставок и возможность рассчитать, сколько мы будем платить за данный энергоноситель», — считает Путникович.

Как сообщает сербское издание «Вечерние новости», Сербия намерена построить и новое нефтехранилище. Согласно заявлениям сербских властей, нынешних запасов во всех резервуарах хватит на два месяца. Государство ведет переговоры с двумя претендентами на строительство нового, более крупного хранилища. Среди претендентов  британский инвестор, а также консорциум нефтяных компаний, работающих в Сербии. Новое нефтехранилище должно обеспечить значительно больший запас имеющегося у Сербии топлива.

© 2018-2022 Балканист. Все что нужно знать о Балканах.

Наверх