Сараевский кинофестиваль: что посмотреть из программы 2023 года и почему его стоит посетить в 2024?

Если вы подолгу бываете на Балканах летом, то вот вам отличный повод добраться в Сараево, если ещё не, или навестить старого друга, если кусочек вашего сердца уже остался в столице Боснии и Герцеговины. В минувшем году вот уже 29 раз в августе здесь прошёл кинофестиваль.

В 2023 г. фильмы были поделены на такие категории, как игровое кино, документальное кино, короткий метр, студенческое кино, премьеры сериалов, трибьюты, детская программа, показ лучших фильмов Загребского фестиваля, тематический блок «Как быть с прошлым». Здесь были представлены не только фильмы из региона (Босния, Хорватия, Сербия, Македония, Словения), но и австрийские, немецкие, французские, датские, швейцарские, украинские, польские, грузинские, румынские, венгерские, португальские и т.д.

Некоторые мои рекомендации этого года.

Non-Aligned: Scenes from the Labudović Reels (M. Turajlić, 2022)

Мила Турайлич (M. Turajlić) изучает архивы югославской кинохроники и рассказывает историю международной солидарности и, конечно, Югославии времён холодной войны. В центре внимания фильма работа оператора Стевана Лабудовича, который путешествовал по всему миру вместе с югославскими миротворческими миссиями.

Кинорежиссёр Мила Турайлич родилась в Белграде и росла на патриотических образах, самые знаковые из которых были созданы её героем — Стеваном Лабудовичем. В фильме «Non-Aligned: Scenes from the Labudović Reels» Турайлич углубляется в его работу, фиксирующую рождение Движения неприсоединения, блока, включающего многие деколонизирующиеся страны, которые стояли несколько в стороне как от Востока, так и от Запада. Начало — кинохроника саммита неприсоединения в Белграде 1961 г. Постепенно фильм становится письмом о любви к исчезнувшей стране, историей первых дней Движения неприсоединения. Параллельно происходит сближение двух режиссёров — девяностолетнего Лабудовича и сорокалетней Турайлич.

Ciné-Guerrillas: Scenes from the Labudović Reels (2022)

В алжирском музее есть удивительный экспонат — старая плёночная камера. Это камера Лабудовича, которого в Алжире считают настоящим героем. В 1960 г. Тито отправляет его в самую гущу событий для поддержки антиколониальной борьбы Алжира, отчасти потому что видит параллели между алжирским сопротивлением и борьбой югославских партизан против нацистских оккупантов во время Второй мировой войны. Миссия Лабудовича — снимать фильмы, резко противопоставленные дискурсу французской пропаганды.

Турайлич восстанавливает ход событий через интервью с Лабудовичем и алжирскими современниками-революционерами — и, что более важно, через кадры кинохроники, которые она приводит параллельно с выдержками из его дневника. Сербский оператор жил с алжирскими боевиками, снимал их горные переходы, даже некоторые операции. Будучи не беспристрастным наблюдателем, он привёз с собой кинохронику югославского сопротивления, чтобы поднимать боевой дух. И, в отличие от других журналистов, освещавших войну, он смог завоевать доверие алжирцев.

still Non Aligned Scenes from the Labudovic Reels

Эти два фильма создают своего рода кинодиптих, их можно воспринимать как вместе, так и по отдельности.

Dezerteri (Damir Markovina, 2022)

dezerteri

«Дезертиры» — документальное эссе о поколении тех жителей Мостара, кто на пороге взрослой жизни пострадал от разрушительной войны. Это открытки начала девяностых, это кадры мест, где прошла войны, мест, которые герои фильма вынужденно покинули. Это болезненные воспоминания. Замершее спокойствие сегодняшнего города, эмоциональные обрывки настоящих писем режиссёра и его одноклассников 1992-1993 гг. из лагерей беженцев, разбросанных по Европе.

Это гибридный фильм, где помимо привычных кинокадров использованы документы: фотографии, плакаты, открытки; а анимированные вставки, выполненные хорватским художником Марко Тадичем, создают особую эмоциональную пульсацию, показывают, как война чёрным-чёрным маркером перечёркивает планы, мечты, шанс на нормальную жизнь. Она ломает судьбы. Это фильм о потерянном поколении, изгнании, сложном выборе и попытке найти ответ на самый трудный вопрос каждой войны: остаться или бежать.

Najsrećniji čovek na svetu (Teona Strugar Mitevska, 2022)

Художественный фильм македонского режиссёра Теоны Стругар Митевской «Самый счастливый человек в мире» посвящён проблеме прощения. Спустя почти тридцать лет после окончания войны в Боснии и Герцеговине в людских душах она как будто так и не закончилась. Если коротко, то это история встречи бывшего сербского солдата и его жертвы, бошнячки, которую он подстрелил во время войны. Можно было бы подумать, что сюжет надуман, если бы не его реальная основа: это художественно переработанная часть настоящей биографии боснийской сценаристки Эльмы Татарагич, которая участвовала в создании фильма. Многие фразы, эпизоды, реакции подсмотрены и перенесены на экран из жизни; в одном из интервью Митевска сказала так: «Мы долго готовили этот фильм. Актёров подбирали целый год. А ещё мы записали много показаний боснийцев, простых людей, мы собрали много историй людей в Сараево и Баня-Луки. Некоторые из их высказываний позже оказались и в самом сценарии. Мы ездили по Боснии и расспрашивали людей о войне: как они жили во время войны, как пережили осаду Сараево, как живут теперь. Это были обычные люди, чьи-то соседи, знакомые, неизвестные люди, разные».

cover najsrecniji covek na svetu

Фильм производит сильное впечатление: в нём много настоящих эмоций, лёгкая и даже юмористическая экспозиция с развитием действия плавно, без видимых швов, переходит в тяжёлую психологическую драму, где зритель следит за состоянием обоих героев. И, как это часто бывает, после просмотра остаётся много вопросов. К сюжету, к себе, к миру.

***

Фестиваль традиционно длится чуть больше недели, фильмы показывают на языке оригинала с субтитрами, после показа значимых фильмов проводятся публичные встречи с режиссёрами и актёрами (чаще на английском, либо с переводом). Расписание показов и сопроводительная программа появляется на сайте приблизительно за месяц до начала фестиваля. Из личного опыта скажу, что сайт не самый удобный, так что рекомендую заранее выписать названия тех фильмов, которые вы хотите обязательно посмотреть, а может, даже и сразу же купить билеты через сайт. Этим летом я поздно спохватилась, и один из фильмов, увы, пропустила: билеты разобрали, пока я вникала. В центре города организован информационный центр, где можно получить программу и купить билеты (и, конечно, фестивальный мерч). Кстати, на том же сайте можно получить (точнее купить по сниженной цене) аккредитацию. Ещё одна доступная опция — устроиться на фестиваль волонтёром, тут я не знаю конкретную процедуру, но волонтёры этого года говорят, что ничего суперсложного в ней нет.

Увидимся на 30-м сараевском кинофестивале с 16 по 23 августа 2024!

P.S. Жильё рекомендую забронировать заранее. P.P.S. Сараево в дни фестиваля расцветает и оживает, это стоит увидеть.

© 2018-2024 Балканист. Все что нужно знать о Балканах.

Наверх