fbpx
Now Reading
Российский участник фестиваля «Кустендорф»: «Режиссер создает больше, чем просто кино»

Российский участник фестиваля «Кустендорф»: «Режиссер создает больше, чем просто кино»

Катарина Лане

Молодой режиссёр из России Владислав Баханович приехал на «Кустендорф» представлять свой фильм «Мясорубка». В интервью порталу «Балканист» он рассказал о своих впечатлениях от фестиваля, а также о том, как проходят съёмки его новой картины.

— Здесь, в Дрвенграде (этнодеревне Эмира Кустурицы, где проходит кинофестиваль «Кустендорф», — прим. авт.), очень умиротворяющая атмосфера. Хочется просто сидеть и писать сценарии, — говорит Владислав, оглядываясь по сторонам. 

Мы сидим в ресторане «Висконти», где кипит вся фестивальная околокинематографическая жизнь. За окном виднеются горы, окутанные рваным туманом. Пейзажи так и просятся на холст или в объектив камеры.

Владислав в Сербии первый раз. Представление о ней он получил только из фильмов Кустурицы и документальных лент о гражданских войнах в бывшей Югославии.

— Если честно, я про «Кустендорф» не знал, пока на него не отобрали мой фильм (его отправил мой агент). А когда приехал, то понял, насколько это необычное место, — признается Владислав.

«Кустендорф» действительно отличается от традиционных фестивалей. Тут нет ковровых дорожек, никто не носит смокинги и вечерние платья, а к звездам мирового кинематографа можно подойти запросто, так как здесь все проводят время вместе. Да что говорить, сам гостеприимный хозяин Эмир Кустурица может потрепать тебя по плечу, пробегая мимо по своим делам.

— Эмира Кустурицу я один раз видел в России, и второй раз тут, мимоходом. Мне кажется, это человек, который умеет создавать праздник вокруг себя. Но поговорить с ним пока ещё не удалось, — вздыхает Владислав.

— Познакомитесь, когда он будет вручать награду, —  смеюсь я.

Главный приз фестиваля — это «Золотое яйцо». Есть ещё «Серебряное» и «Бронзовое». Кроме того, есть и специальная награда имени знаменитого словенского кинооператора Вилько Филача.

— Я, если честно, спокойно отношусь к наградам. Думаете, если я её получу, то ко мне придёт продюсер и скажет «Давай снимем фильм, какой хочешь»? Не факт. Такое и без наград может произойти. Мне кажется, что даже перед теми, кто выигрывает «Кинотавр», бескрайние возможности по щелчку пальцев не открываются. Важно иметь хороший фильм и стараться его продвигать, — тогда тебя заметят. Награды тут не при чем. Мне важнее познакомиться с иностранными режиссёрами, увидеть их фильмы, обменяться опытом. 

Владислав рассказывает, что он уже пообщался с кинематографистами из других стран. Во время фестиваля ежедневно проходят показы конкурсных фильмов, и у режиссёров со всего мира есть возможность увидеть, как работают и чем живут коллеги.

— Проблемы у всех нас одинаковые. Главная состоит в том, как перейти от короткого метра к полному, начать снимать большое кино, заявить о себе, стать «полноценным» режиссёром. Хотя я убеждён, что вообще человек проблемы создаёт себе сам. Если есть идея и ты в неё веришь, то найдёшь и продюсеров, и деньги.

По мнению Владислава, российская киноиндустрия начинает восстанавливаться. Лент снимают больше, и они становятся все качественнее.

— За последний год вышли фильмы, которые можно показывать по всему миру. Это «Вера», «Текст», «Дылда». Можно сказать, что скоро мы станем наблюдать подъем отечественного кинематографа. А вот телевидение умирает. Но зато очень быстро — быстрее, чем в Европе — развивается YouTube. Телевизионщики массово уходят в YouTube и создают там свои каналы. У них есть подписчики, а это значит, что будут приходить и деньги, будет расти качество, будет развитие, — считает Владислав.

В пятницу 17 января в кинозале имени Ноама Хомского состоялся показ фильма Владислава Бахановича «Мясорубка». Режиссер вспоминает, что эту картину начал снимать, когда учился во ВГИКе на кинооператора. 

— Я увидел в новостях историю о том, как на Камчатке школьники создали свой бойцовский клуб, куда привлекали младшеклассников. За школой у них были бои с тотализатором, они ставили деньги, использовали детей. Меня зацепила эта история. Она легла в основу моего фильма. Он о том, как человек по жизни делает выбор, через какие убеждения он готов переступить ради славы, денег, внимания. Я написал сценарий и… В общем, через полтора года фильм был готов.

Владислав рассказывает, что в своей работе он стремится искать компромиссы. Старается в рамках своей профессии находить подработки, которые приносят деньги. На заработанные гонорары он уже с осени прошлого года снимает новую ленту, тоже основанную на реальных событиях.

— Это полнометражный документальный фильм-комедия про режиссёра, который продал квартиру и вложил все деньги в кино. Его зовут Игорь Коновалов, это реальный человек, бывший учитель истории. Кино не принесло ему ни копейки, и он остался на улице. Однако он продолжает снимать свои фильмы. А мы снимаем картину про него, про то, что его окружает, про жизнь бездомных. Про то, что кино — единственное, что позволяет ему оставаться человеком. Мне интересно, насколько далеко можно зайти ради своей мечты, — ну и помочь Игорю её исполнить, конечно, — говорит Владислав. 

Новый фильм Владислава Бахановича под рабочим названием «Бездомный с киноаппаратом» трудно назвать кинопроектом. Это большая социальная инициатива. Ребята помогают не только самому Игорю Коновалову, но и другим бездомным, рассказывают об организациях, которые занимаются лечением и поддержкой несчастных людей, оказавшихся на улице. Команда Владислава привлекает внимание к этой общероссийской проблеме.

Владислав, к слову, был очень вдохновлен фотовыставкой внука Эмира Кустурицы Янко на тему жизни города, часть которой посвящена как раз обездоленным людям. На «Кустендорфе» всегда случаются чудеса. Кто знает, может быть, эти молодые люди с помощью искусства смогут решить не только проблему конкретного человека, но и изменить общественное отношение к ней.

Фото Дмитрия Лане

© 2018-2019 Балканист. Все что нужно знать о Балканах.

Scroll To Top