Никола Тесла, пожалуй, самый известный серб по эту сторону Млечного пути. Его имя и сейчас ни на день не пропадает из информационной повестки — спасибо Илону Маску и его «компании будущего», получившей имя в честь ученого. Невероятные изобретения и эксцентричное поведение окружили фигуру Теслы ореолом загадочности, а его образ в культуре связан со множеством легенд. К примеру, физик заявлял, что способен расколоть Землю с помощью резонатора, а также рассказывал о своем общении с инопланетными цивилизациями. Неудивительно, что известный голливудский режиссер Кристофер Нолан позвал на роль Теслы в свой мистический «Престиж» другого «инопланетянина» поп-культуры — Дэвида Боуи, «человека, который упал на Землю».
Однако самое большое влияние образ сербского ученого оказал на индустрию видеоигр. Мало какое произведение в научно-фантастическом сеттинге обходится без так называемой «тесла-пушки», поражающей противника лучом электричества. Такие крайне мощные орудия встречаются, к примеру, в популярнейшем шутере (иначе — стрелялке) Call of Duty, культовой серии ролевых игр в жанре пост-апокалипсиса Fallout, многолетней франшизе Wolfenstein и множестве других проектов.
Интересная роль отводится Тесле в серии стратегий Command & Conquer: Red Alert (1996, 2000) от Westwood Studios. Ее действия разворачиваются в альтернативной истории ХХ века: чтобы предотвратить начало Второй мировой войны, физик Альберт Эйнштейн путешествует назад во времени и аннигилирует будущего диктатора Адольфа Гитлера. Это действительно сводит на нет экспансию Третьего рейха, благодаря чему начинает расширяться Советский Союз, присоединивший земли Китая и Индии и планирующий захватить всю Европу. Игра дает шанс выступить как за Советы, так и за противоборствующий Альянс западных стран. И, что интересно, оружием Красную Армию снабжает не кто иной как Никола Тесла! Возможно, сценаристы вдохновились предполагаемым сотрудничеством Теслы и руководства СССР при разработке «лучей смерти». По заверениям ученого, он мог создать супер-оружие, способное в секунды уничтожить вражескую авиацию. Политбюро ЦК ВКП(б) согласилось профинансировать разработку, однако «лучи смерти» ни у Красной Армии, ни у любой другой страны так и не появились. Это упущение и исправили разработчики игры. Или, быть может, в их представлении на сотрудничество с русскими повлияло сербское происхождение Теслы, кто знает…
Более того, в современной культуре образовался целый жанр, основанный на наследии великого серба. Он стал именоваться теслапанком — по аналогии со стимпанком (ретро-футуристическое направление, в котором основополагающую роль занимают паровые двигатели), киберпанком (антиутопия, где главенствуют информационные технологии и кибернетика) и другими всевозможными «-панками».
Характерными чертами жанра стали темные, местами даже мрачные тона, причудливые изобретения и, что главное, обилие электричества.
Выдающимся примером теслапанка стала приключенческая игра Dishonored (2012) от Arkane Studios, действия которой разворачиваются в вымышленном Дануолле: его прообразом стал Лондон времен викторианской эпохи. Многие критики отмечали красоту и продуманность дизайна локаций Дануолла, главной фишкой которого стали технологии, основанные на электричестве.
Вместе с тем в гейм-индустрии есть немало произведений, в которых Тесле отведена роль отдельного персонажа. Такой игрой стала недавняя Close to the Sun (2019) от итальянской студии Storm in a Teacup. Одной из ее главных сюжетных линий является знаменитое противостояние сербского гения с американским ученым Томасом Эдисоном
По прибытии в США в 1884 году Тесла устроился на работу в компанию Эдисона Edison Machine Works. Американский изобретатель холодно относился к идеям коллеги, однако заключил с ним пари: если Тесле удастся улучшить машины переменного тока, Эдисон заплатит ему 50 тыс. долларов. Серб с поставленной задачей справился, однако Эдисон отказался исполнять обещанное, указав на то, что Тесле стоит разобраться в американском юморе. Тот шутку не оценил и незамедлительно уволился, став работать на бизнесмена Вестингхауза. С тех пор Эдисон, будучи адептом постоянного тока, пытался всячески дискредитировать наработки серба в глазах общественности. Не сработало: освещенная компанией Вестингхауза Чикагская научная выставка в 1893 году продемонстрировала миру выгодность и эффективность переменного тока. Победа осталась за Теслой.
События Close to the Sun происходят на огромном корабле «Гелиос», построенном компанией «Ворденклиф» (еще одна отсылка на Теслу, но об этом — чуть позже). Судно, сконструированное сербским изобретателем, стало средоточием деятельности выдающихся ученых со всего мира. Сам Тесла постоянно опасался проникновению на корабль шпионов Эдисона, на что указывают многочисленные записки, разбросанные по локациям игры. Эта паранойя может быть аллюзией на мании реального Теслы: он патологически боялся инфекций, постоянно менял полотенца, однако очень любил голубей.
По сюжету игры сербский ученый, одержимый соперничеством с Эдисоном, экспериментирует над пространственно-временной материей, в результате чего на корабле появляются аномалии — монстры, убивающие все живое. В основу игрового повествования заложен древнегреческий миф об Икаре (отсюда и имя корабля, и название самой игры): попытка подчинить фундаментальные законы природы часто оборачивается катастрофическими последствиями. Эта идея перекликается с тем, как многие воспринимали разработки настоящего Теслы.
Еще одним произведением, эксплуатирующим образ Теслы (и не только его), стала Tesla vs Lovecraft (2018) от финской студии 10tons. Под контроль игрока переходит сам сербский ученый, который, вооружившись собственными изобретениями, должен сдерживать натиск чудовищ, сошедших со страниц произведений Говарда Филиппса Лавкрафта. В данной игре сюжет находится на вторых ролях, уступая место стремительному геймплею. Тем не менее Tesla vs Lovecraft является показательным примером того, как эксплуатируется образ Теслы в культуре: загадочный ученый, наряду с автором мистических ужасов, легко вписывается в вымышленную реальность и становится вдохновителем современного мифотворчества. Кстати, в прошлом году вышла обновленная версия игры, получившая название Tesla Force — в ней, помимо Теслы, можно сыграть за Мэри Шелли (написала «Франкенштейна»), Марию Кюри (открыла радий и полоний) и уже упомянутого Лавкрафта.
Также великий серб стал частью одной из самых популярных игровых франшиз Assassin’s Creed (в частности, графического романа Assassin’s Creed: The Fall). В ее вселенной выдающиеся способности Тесла получил благодаря магическому артефакту — Яблоку Эдема. В истории также фигурирует Эдисон, принадлежащий антагонистской фракции тамплиеров, — именно на него работает сербский ученый после эмиграции в США. В романе раскрывается одна из связанных с Теслой легенд, а именно — его причастность к падению Тунгусского метеорита в 1908 году. По сюжету, в Тунгусском заповеднике находилась база тамплиеров, которую Тесла и уничтожил своим мощным излучателем, вызвав вспышку света.
Никола Тесла фигурирует и в одном из первых эксклюзивов для платформы Playstation 4 — игре The Order: 1886 (2015).
В декорациях альтернативного футуристично-викторианского Лондона нашлось место для лаборатории сербского изобретателя, который снабжает фракцию протагонистов всевозможными орудиями для борьбы с мутантами.
Особую роль выделили ученому разработчики экшн-шутера Dark Void (2010). Главный герой игры терпит крушение в Бермудском треугольнике, который оказывается порталом в параллельную вселенную. Среди таких же пропавших обнаруживается и Тесла. Он вручает протагонисту смастеренный из подручных средств реактивный ранец, на взаимодействии с которым впоследствии строится значительная часть механик игры. На примере Dark Void видна тенденция связывать с именем сербского физика любые необъяснимые события — в данном случае феномен Бермудского треугольника. Так и рождаются легенды о Тесле.
Можно заметить, что ученый стал для разработчиков игр очень удобным «героем-помощником». Как правило, у игровых протагонистов часто бывают знакомые чудо-инженеры, иначе кто будет снабжать их навороченными приспособлениями для борьбы с разнообразными противниками? Тесла как никто подходит на эту роль, особенно в исторических и псевдо-исторических сюжетах.
Наконец, крайне интересной оказалась отсылка на сербского физика в антологии жизни американского фронтира Red Dead Redemption II (2018) от Rockstar. События игры разворачиваются в 1899 году. Тогда же главный герой истории знакомится с эксцентричным изобретателем из Европы Марко Драгичем (в котором безошибочно угадывается Тесла). В их первую встречу ученый пытается произвести впечатление на потенциальных инвесторов, демонстрируя им миниатюрную лодку на дистанционном управлении. Этот сюжет отсылает на реально изобретенные Теслой в 1898 году радиоуправляемые катера.
Затем у игрока появляется шанс посетить лабораторию Драгича под названием Доверхилл, которая является копией башни Ворденклифф, построенной Теслой в начале ХХ века.
С помощью огромной вышки Тесла хотел обеспечить всю планету бесплатной беспроводной электроэнергией. Узнав об истинных намерениях изобретателя, представлявших угрозу экономике, американские инвесторы прекратили финансирование проекта. В 1917 году башня была демонтирована.
В лаборатории Драгич с энтузиазмом Виктора Франкенштейна пытается создать человекоподобного робота.
Там же можно найти записку, раскрывающую планы изобретателя: сперва стать богатым и влиятельным человеком, а затем захватить мир при помощи армии автоматонов. Что ж, все планы Теслы общественности раскрыты не были: имеет место и такая интерпретация образа ученого. В любом случае, замыслу сбыться не суждено: спустя некоторое время в Доверхилле можно обнаружить тело Драгича в луже крови, а его робот будет отсутствовать. К счастью, жизнь реального Теслы закончилась не столь трагично.
Кстати, за завершение сюжетной линии Драгича игрок получает достижение «Искусственный интеллект».
В некотором отдалении от Доверхилла можно обнаружить кратер, вокруг которого повалено множество деревьев. В центре кратера лежит осколок метеорита — еще одна отсылка на уже упомянутый Тунгусский феномен. Любопытно, что в игре на причастность Драгича к происшествию прямо не указывают: о ней можно догадаться, лишь зная о предполагаемой связи Теслы с инцидентом в Сибири (или найдя соответствующие видео на YouTube).
Red Dead Redemption II является одной из самых продаваемых игр в истории индустрии — на данный момент это более 37 млн копий. Именно столько игроков имели возможность познакомиться с историей ученого из Европы.
В данной статье освещена лишь малая часть произведений игровой индустрии, так или иначе связанных с великим сербским изобретателем. Однако по ним можно сформировать представление, насколько значимой для геймеров является фигура Николы Теслы и какое большое влияние его наследие оказало на развитие этой попкультуры. Многие разработчики эксплуатируют образ серба как безумного гения, что в целом очень хорошо подходит играм как одной из разновидностей медиа (такие персонажи смотрелись бы менее уместно в «более серьезных» литературе и кинематографе). При этом в большинстве случаев подчеркивается его чужеродность англоязычной среде — это выражается при помощи характерного акцента в озвучке персонажа. Наконец, играм требуется зрелищность — а кто, как не Тесла, способен стать ее источником? Ведь только у него хвалило смелости пропустить через себя ток напряжением в два миллиона вольт на глазах удивленных посетителей той самой Чикагской выставки 1893 года. А сделал он это назло Томасу Эдисону.