4 сентября ушёл из жизни легендарный фронтмен культовой сербской группы «Рибля Чорба» Борисав Бора Джорджевич — неординарный человек и талантливый музыкант. Прочесть о нём самом и том, что вознесло его творчество на вершину славы и позволяло ему и его рок-группе оставаться на ней на протяжении десятилетий, можно здесь: In memoriam Бора Джорджевич (1952-2024) | Балканист (balkanist.ru). Теперь мы подробнее расскажем о музыке, которую он писал. Первую часть нашего обзора лучших альбомов группы можно найти здесь.
4. «Ujed za dušu» (1987)
Успех альбома «Istina», в первую очередь благодаря одному из главных хитов в карьере Чорбы, немного замаскировал тот прискорбный факт, что в творческом плане у группы начался спад. На следующих за «Истиной» альбомах («Osmi nervni slom» (Восьмой нервный срыв) 1986-го и рассматриваемом ниже «Ujed za dušu» (Укус в душу) 1987-го) этот спад ещё не так заметен, но сразу после он становится очевидным. Как и строчка «Мы благодарим Бору Джорджевича за то, что он трижды пришёл трезвым в „Студию 5“» из благодарностей с их следующей пластинки. К концу же следующего десятилетия появление в их альбоме хотя бы нескольких хороших песен и отсутствие хитов типа «Avionu slomiću ti krila» (Самолёт, я сломаю тебе крылья) уже можно было расценивать как успех, но, кажется, я немного забегаю вперёд.
Начиная с «Ujed za dušu», традицией «Чорбы» становится появление в альбоме каверов. Тут таковым стал «Zadnji voz za Čačak» (Последний поезд до Чачака), перепетая классика Monkees «Last train to Clarksville». В остальных песнях, кроме «Član mafije» (Член мафии), где под звуки маримбы и карибские ритмы Бора сравнил Союз коммунистов Югославии с Коза нострой, политических тем почти нет. Тема мафии была, наверное, Боре как-то особенно близка, он и покойного Тито сравнивал с Аль Капоне в одноимённой песне. В остальном же альбом полон ностальгии, с которой Бора вспоминает музыку юности («Svirao je Dejvid Bovi» (Играл Дэвид Боуи)), родной город (уже помянутая «Zadnji voz za Čačak») и первую любовь («Da, to sam ja» (Да, это я)). Не обошлось и без традиционных баллад — «Ne spavaj gola» (Не спи голой) и «Kada padne noć» (Когда опустится ночь), последняя из которых стала огромным хитом.
Отдавая должное прекрасным гитарным партиям Чутуры и Джинджера и отполированному звуку, который для альбома сделал Корнелие Ковач, студийные версии главных песен «Ujed za dušu» я слушаю не часто. Всё дело в том, что буквально через две с половиной недели после выхода альбома состоялся совместный акустический концерт Боры Джорджевича и Арсена Дедича, на котором они пели друг другу свои песни, причём некоторые из них дуэтом. И около половины песен Боры как раз составлял материал из свежего альбома. Просто послушайте, как он поёт «Da, to sam ja» — песню о встрече спустя годы со своей первой любовью, и вы поймёте, почему многие предпочитают студийному звуку из «Студии 5» любительскую запись из зала. И это как раз вполне объяснимо, потому что «Чорба» всегда была отличной концертной группой, а Бора Джорджевич — прекрасным интерпретатором своих песен в живом исполнении.
«Ujed za dušu» ознаменовал в творческом смысле конец золотой эпохи «Чорбы». И чем дальше, тем более необязательными к прослушиванию становились их альбомы. Притом нельзя сказать, что их главная проблема была только в том, что они были клишированными, сделанными по проверенному рецепту — немного боевиков, немного баллад и несколько шуточных песен. Этот рецепт был опробован ещё на альбоме «Mrtva priroda». Дело скорее в том, что со временем большинство его песен стало настолько банальными, а ремесленнический подход к их написанию настолько начал бросаться в глаза, что их даже сложно стало называть бледными копиями старых песен. Просто удивительно, насколько Бора со временем убаюкал себя давно заработанным (и, как многие скажут, давно утраченным) званием величайшего сербского рок-поэта и позволил себе такое отсутствие амбиций.
На этом альбоме можно было бы и закончить, раз речь изначально шла именно о лучших альбомах группы. Но я позволю себе сделать исключение и в следующей части рассказать не о лучших, но о, безусловно, важных альбомах для самой группы и для её места в истории.
Главные песни альбома: «Da, to sam ja», «Kada padne noć», «Ne spavaj gola»
5. «Labudova pesma» (1992)
В своей книге «Šta je pesnik hteo da kaže» (Что хотел сказать поэт) Бора Джорджевич подробно рассказал о более чем тридцати своих песнях, но среди них нет ни одной, которая была бы датирована 1991-1995 годами. Во всех побывавших у меня в руках книгах, так или иначе связанных с историей юго-рока, об альбомах «Чорбы» этого периода говорится в лучшем случае одним коротким абзацем, а обычно автор ограничивается лишь их упоминанием. И это кажется мне большой несправедливостью. Что ж, почему Бора не захотел вспоминать ни одной из тех песен, объяснимо — конец 1991-го и 1992 год он считал самым тяжёлым временем в жизни группы, которая находилась в одном шаге от распада. Собственно, «Labudova pesma» (Лебединая песнь) и планировался как прощальный альбом, после выхода которого «Чорба» прекратит существовать.
Считается, что причиной такого решения послужили события середины 91-го, когда начались первые серьёзные столкновения в Краине и Восточной Славонии. Тогда же, в июле 1991-го Оливер Мандич становится клавишником группы. Идея заключалась в том, что половину песен напишет Мандич, а после выхода альбома «Чорба» отправится в прощальный тур. Осенью 1991-го группа арендовала студию в Вене и записала весь материал. В качестве промо к альбому состоялось выступление на ТВ (с песнями Оливера «Ja i moj brat vodimo rat» (Я и мой брат воюем) и Боры «Kad sam bio mlad» (Когда я был молодым)) и появилось знаменитое фото, на котором Бора стоит в шайкаче, а Оливер — в берете, тёмных очках и кожаной куртке, и оба, естественно, со стволами. Но в процессе записи оба вдрызг разругались между собой. В итоге Мандич потребовал убрать из альбома все его песни, и теперь их можно услышать только на бутлегах, как, например, «Vukovar», в которой вы легко угадаете автора текста:
Как-то в октябре я шутку «отмочил»,
И на фронт, прямо в Вуковар.
Прошло шесть месяцев, я молод и похотлив,
Но нет женщин, я не знаю, что мне делать сейчас.
В итоге альбом вышел только в марте 1992-го и без половины песен, «Чорба» отправилась в тур, а Оливер Мандич действительно уехал под Вуковар (а точнее, в Эрдут, где находился штаб Сербской добровольческой гвардии), помогать другу детства и куму Желько Ражнатовичу в вопросах обеспечения фронта. Злоключения же альбома на этом не закончились, и не только из-за разногласий, которые сильно затянули его выход. Независимый лейбл «SAMY», владевший правами на его издание и дистрибуцию, свои возможности по дистрибуции явно переоценил, а с учётом того, что и Бора был не очень заинтересован в его медийной рекламе, реальный шанс на какой-то коммерческий успех был упущен. Группа всё же отыграла в августе «прощальный» концерт, но спустя несколько месяцев, которые Бора считал «самыми худшими и морально, и физически», они решили продолжать.
Все знают песню «Kad sam bio mlad» из этого альбома, но признаюсь честно — я узнал о том, что это кавер на «When I Was Young» The Animals лишь спустя много лет. Настолько Бора сделал её «своей» и настолько мощно она всегда звучала на концертах.
Главные песни альбома: «Kad sam bio mlad», «Noćas gubim meč», «Amin»
6. «Zbogom, Srbijo» (1993)
В 1993 году Бора Джорджевич поучаствовал в нескольких коллаборациях — в альбоме «Армија Српска» книнской группы Минђушари (со своей песней «Е, Мој Друже Загребачки» (Друг мой загребский)) и альбоме «Још Се Ништа Не Зна» (Ещё ничего не известно) исполнителя патриотических народняков Байя Мали Книнджи (с песней Байи «Ћути, Ћути Ујко» (Молчи, молчи, дядя)). Медийный эффект и в первом, и особенно во втором случае (где текст был уже совсем буквальным, и которому, увы, было далеко до уровня текстов Боры), был настолько мощным и продолжительным, что заслонил собой собственно альбом его основной группы. Я не буду цитировать ни первую, ни вторую песню, но если вы найдёте их тексты, то вы сразу поймёте, почему.
Альбом «Чорбы» меж тем имел ярко выраженный антимилошевичский заряд. Начиная с обложки, которая обыгрывает государственный герб через знакомый образ с «Натюрморта» (Mrtva priroda), и заканчивая песнями «Danas nema mleka» (Сегодня нет молока) и «Rapsodija u plavom (Policijska Akademija)» (Рапсодия в синем (Полицейская Академия)). Если опустить эти исторические моменты, то вполне возможно, что «Zbogom, Srbijo» (Прощай, Сербия) по примеру критиков тоже следовало бы перечислить через запятую с предыдущим. Однако, как и в случае с альбомом «Istina», который невозможно пропустить из-за «Pogledaj dom svoj, anđele» (Посмотри на свой дом, ангел), так и «Zbogom, Srbijo» невозможно пропустить из-за одноимённой альбому песни, которую одни считают антивоенной, а другие наоборот, милитаристской и шовинистической, что говорит о том, что «Zbogom, Srbijo» действительно хороша, а возможно, и вообще лучшая из песен, что Бора написал в 90-е.
Главные песни альбома: «Zbogom, Srbijo», «Jedino moje» (Только моё), «Tamna je noć» (Ночь темна)