Общественный транспорт сербской столицы в декабре не сходил с первых полос газет: так, в середине месяца глава города Александар Шапич объявил, что с 1 января 2025 года проезд в городском транспорте Белграда станет бесплатным для всех. А чуть ранее (в начале декабря) в сербских СМИ появилась новость, что предполагаемая дата запуска первой линии белградского метрополитена сдвинута с 2028 на 2030 год.
При этом в конце октября 2024 года тогда ещё действующий министр строительства и инфраструктуры Сербии Горан Весич утверждал, что первая линия должна заработать в 2028 году. Правда, через неделю после его выступления случилась трагедия в Нови-Саде, где обрушился бетонный козырёк на железнодорожном вокзале (погибло 15 человек), вслед за этим начались и до сих пор продолжаются митинги и протесты, а сам Весич ушёл в отставку.
При этом сами протесты вряд ли повлияли на откладывание сроков. Скорее всего, дата сдвинута из-за другого крупного сербского проекта — выставки Экспо-2027, которую примет Белград. Если ранее планировалось выделить на строительство подземки более 31 миллиарда динаров в 2025 году и аж 110 миллиардов в 2026-м, то в текущем проекте бюджета Сербии эти показатели составляют всего по 6,5 миллиарда на каждый из этих годов. Что интересно, белградскому метро «подрезали крылья» и ранее — в 2023 году проект получил 4 миллиарда динаров вместо запланированных 30.
По текущему плану первой станет линия, которая протянется от Железника до Мириево (с юго-запада на восток города, 21 станция и 32 минуты езды). Вторая запланированная линия пройдёт от Мириево до Бежании (с востока на запад, 24 станции, 39 минут). Третья линия должна соединить Бежанию и Баницу (с запада на юг, 22 станции, 38 минут). В 2025 году должно быть построено метродепо в районе Макишко-Поле на юго-западе Белграда, там уже создана насыпь площадью 72 гектара. Далее от Макишко-Поле пройдёт на север 2-километровый надземный участок до станции Беле-Воде, потом начнётся участок мелкого заложения, который ближе к центру Белграда сменится глубоким туннелем. Одновременно с противоположной стороны строители будут копать участок от Карабурмы до бывшей железнодорожной станции «Дунав».
На трассировку первой линии белградской подземки самым непосредственным образом повлиял район «Београд на води». Если в 2010 году предполагалось прокладывать первую ветку метро от Устаничкой улицы вдоль бульвара Краля Александра в Нови-Београд, а вторую — от Карабурмы до Баново-Брдо, то в 2016 году нынешний президент, а тогда премьер-министр Сербии Александар Вучич уже обозначил маршрут от Вишницы через Дорчол и Белград-на-воде до Макишко-Поле — собственно, именно так, вдоль берега Дуная, и планируется строительство первой линии метро в Белграде.
Первая линия метрополитена пройдёт и через Белградскую Ярмарку (Саjам). Правда, значительную часть объектов ярмарки планируется перенести на запад города, в район Сурчин, где будут строиться выставочные залы Экспо-2027.
Но, помимо метро, в Белграде будут копать туннели и для других целей. От здания Экономического факультета до Панчевского моста планируется прорыть «Малое метро» — 3-километровый автомобильный туннель, который пройдёт под бульваром Деспота Стефана. Этот инфраструктурный проект не связан с метро, но тоже потребует огромных вложений и сложной дорогой техники. В рамках него осенью был закрыт Старый Савский мост, который планируется заменить новой конструкцией (вот и ещё расходы). Кстати, и снос моста затянулся: в феврале 2023 года Александар Шапич заявлял, что конструкцию начнут убирать летом того же года, а в реальности мост пока только был объявлен небезопасным для движения транспорта.
Число «2027» — видимо, некий жупел для властей Сербии. К этому же году они намерены возвести новый Национальный стадион неподалёку от аэропорта «Никола Тесла», который, по планам сербского руководства, сможет в 2027 или 2028 году принять финал Лиги Европы. Также Сербия вместе с Албанией хочет провести молодёжный чемпионат Европы по футболу всё в том же 2027 году. Годом ранее в Сербии пройдёт чемпионат Европы по водному поло.
Проекты, что и говорить, очень амбициозные. Но реализация их идёт очень медленно. Метро белградцам обещают с разной степенью информационного шума уже более полувека, но пока ни один рельс не был уложен в землю. Затягивать в очередной раз и вновь «сдвигать вправо» срок не то что запуска, а хотя бы строительства метро властям Сербии уже не стоит — в связи с неутихающими сегодня протестами политическая ситуация в стране тревожная, а разгрузить белградский трафик необходимо. Так что какой-то из заявленных проектов точно надо начать планомерно реализовывать. У всего есть предел, даже у сербского «полако».