С конца апреля с.г. Косово вплотную приблизилось к вступлению в Совет Европы. 33 государства из 46 членов СЕ на заседании Комитета министров поддержали Приштину. Сербия, естественно, была против, равно как и ещё 6 стран. Теперь вопрос об окончательном приёме в организацию должна утвердить Парламентская Ассамблея.
Полукриминальная беднейшая в Европе территория оказалась нужна здесь почти всем хотя бы для того, чтобы ещё больше досадить Сербии и иметь дополнительный надёжный форпост ЕС и НАТО на Западных Балканах.
Призывы Белграда уважать территориальную целостность государства, международное право, резолюцию СБ ООН 1244 вежливо, но настойчиво отклоняются Западом. Мол, переболейте, забудьте, переверните страницу и… признайте Косово!
Понятно, что для приштинских правителей подобная подвижка в деле утверждения своего государственного статуса — это солидная победа. В перечне амбициозных пожеланий (wish list) режим Курти, видимо, уже поставил жирную галочку.
Как пояснила ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН Елена Гуськова, вопрос вхождения Косово в Совет Европы необходимо рассматривать как один из этапов реализации политики США и коллективного Запада по широкому международному признанию независимости Косово.
Из не признающих её государств ЕС Испания, Кипр и Румыния были «против» приёма края в СЕ. К ним присоединилась и Венгрия, хотя Будапешт в своё время одобрил появление этого квазигосударства. Воздержались Греция и Словакия, также отвергнувшие в своё время государственный статус Косово.
Президент Сербии Александр Вучич назвал решение Комитета министров СЕ большим позором, поскольку для подавляющего числа государств-членов ООН такой страны — Косово — нет.
Стремление ЕС и Америки как можно шире интегрировать Косово в различные международные структуры, в том числе, Совет Европы, тем не менее, не даёт Приштине возможности уйти от пристального внимания этой правозащитной структуры к состоянию «демократического досье» Косово. К слову, СЕ уже много лет наблюдает за развитием КиМ и проблемами в обществе, включая положение сербского меньшинства на севере края, неизменно фиксируя наличие в этом вопросе многих тревожных факторов.
Недавние изыскания Совета Европы по Косово, чем, в частности, занимались международные эксперты-юристы Томас Маркерт и Спилиопулу Акермарк, были среди прочего посвящены такой важной теме, как избыточное присутствие косовской полиции и сил безопасности (мини-армия Курти) в сербских анклавах на севере края.
Группа представителей СЕ находилась в Косово в конце сентября с.г., особое внимание ими было обращено на адаптацию местной правовой системы к стандартам организации.
Власти Косово должны воздерживаться от использования специальных полицейских сил на севере края для выполнения обычных полицейских задач и обеспечивать размещение таких сил только там, где это необходимо, и в тесном сотрудничестве с KFOR и EULEX. Об этом, в частности, говорится в заключениях доклада экспертов Совета Европы о соответствии правовой системы Косово стандартам СЕ.
В отчёте представителей Совета Европы, посвящённом деятельности косовской полиции, говорится: «Конституция предусматривает, что полиция должна отражать этническое разнообразие Косово». Однако интеграция представителей общин, не являющихся большинством, в специальные полицейские подразделения не увенчалась успехом. Эти подразделения обычно состоят только из полицейских-албанцев. Они хорошо вооружены и носят защитное снаряжение. Поэтому их присутствие воспринимается местным населением, особенно на севере, как пугающее. После отставки сербских полицейских в конце 2022 года усилилась тенденция к размещению специальных полицейских подразделений на севере Косово. Дополнительным аргументом для косовских властей стали вспыхнувшие в январе 2023 года беспорядки (с возведением баррикад) на севере из-за ареста бывшего полицейского-серба Деяна Пантича.
В то время как МВД в Приштине утверждает, что такие подразделения направляются на основе «точной оценки угроз», международные наблюдатели согласны с тем, что их присутствие стало чрезмерным и ведёт к напряжённости в отношениях с населением в сербских анклавах Косово. По мнению экспертов СЕ, «это не значит, что такое присутствие никогда не может быть оправдано». В случае нападения вооружённых группировок, как это было в сентябре 2023 года в Баньской, такие силы, очевидно, должны были быть использованы, говорится в документе Совета Европы.
Известно, что косовские чиновники на встрече со специальным представителем ЕС Мирославом Лайчаком в Братиславе в июле с.г. согласились с тем, что присутствие спецназа на севере должно быть сокращено. Якобы такое уменьшение их численности было сделано Приштиной, хотя в Белграде, да и сами косовские сербы, в этом сомневаются.
В документе СЕ также упоминается последний доклад Совета Безопасности ООН в апреле 2023 года о деятельности Миссии Организации в Косово — МООНК (UNMIK). Там, в частности, говорится о «нескольких случаях словесных и физических оскорблений со стороны сотрудников подразделения специальных операций косовской полиции» на севере Косово.
В Приштине неизменно твердят, что в случае насильственных и незаконных демонстраций или атак на блокпосты власти края выступают за быстрое и энергичное использование спецназа для восстановления общественного порядка, даже если существует большой риск того, что применение силы полицией приведёт к массовому насилию и кровопролитию.
В докладе СЕ отмечается, что Статья 41 Закона Косово «О полиции» предусматривает: начальники полицейских участков в муниципалитетах с сербским большинством должны избираться с участием муниципальных собраний. «После первого Брюссельского соглашения между Сербией и Косово в 2013 году в ходе диалога при посредничестве ЕС интеграция сербских полицейских в косовскую полицию была довольно успешной». Но это длилось до отставки около 400 полицейских-сербов в конце 2022 года. В СЕ считают, что в течение многих лет состав полиции довольно хорошо отражал этнический состав населения. Это было важно для облегчения общения между местным населением и полицией и для того, чтобы полиция пользовалась доверием среди сербского населения.
Авторы доклада СЕ убеждены, крайне важно, чтобы достаточное количество полицейских из числа косовских сербов было возвращено на службу. В ключевых выводах доклада подчёркивается, что правовая база в Косово находилась под сильным влиянием международного сообщества и что это влияние, безусловно, способствовало тому, что правовые положения в целом соответствовали международным стандартам. Это, однако, не означает отсутствие проблем с внедрением европейских правовых норм на практике, говорится в документе.
Эксперты СЕ считают, что проблемы Косово частично схожи с теми, с которыми сталкиваются другие страны региона, но отчасти они связаны с конкретной ситуацией в КиМ и напряжённостью между албанским большинством и косовскими сербами, а также с кризисом в отношениях с Сербией.
Расширение сотрудничества с Советом Европы, как подчёркивается в докладе, может способствовать улучшению ситуации. Местные представители правительства и гражданского общества твёрдо убеждены в том, что расширение юрисдикции Европейского суда по правам человека в Косово «внесёт значительный вклад в повышение уважения прав человека», резюмируется в докладе экспертов СЕ. Не понятно только, будут ли уважаться соответствующие права местных сербов?
Эксперты СЕ убеждены, что в Косово по-прежнему существуют проблемы с функционированием обычных судов и нынешняя напряжённость делает ситуацию с ними на севере довольно сложной.
Эксперты отмечают: «Политические органы Косово <…> не всегда полностью уважают независимость судебной системы». В СЕ убеждены, что для улучшения ситуации даются специальные рекомендации. «Власти должны полностью уважать независимость судебной системы, воздерживаться от ненужной критики, подрывающей доверие к ней». Необходимо продолжать усилия по реформированию судебной системы, сотрудничать с Советом Европы и «полностью соблюдать Европейские стандарты».
Эксперты СЕ указали, что косовские власти обязаны предпринимать необходимые шаги для обеспечения того, чтобы имущественные претензии беженцев и внутренне перемещённых лиц были урегулированы в разумные сроки. Что касается уважения прав человека, в том числе прав меньшинств, власти должны обеспечить эффективный доступ к качественному начальному и среднему образованию и учебникам для всех детей, включая детей с ограниченными возможностями и детей, принадлежащих к таким группам, как цыгане, ашкали и египтяне. «Срочно устранить отсутствие комплексного и скоординированного подхода к вопросам меньшинств и прав, решить проблемы в реализации и мониторинге законодательства, касающегося языков, в том числе на муниципальном уровне, принять конкретные стратегии диалога между общинами», говорится в документе СЕ. Эксперты Совета Европы только забыли, что об образовании всех уровней для сербов заботится не Приштина, а Белград.
Также со стороны СЕ критикуется несоблюдение решения Конституционного суда о возврате имущества монастырю Високи Дечани. Ранее этот суд постановил, что 24 гектара спорной земли принадлежат монастырю. Это решение подверглось критике со стороны косовских политиков, и, несмотря на неоднократные призывы международного сообщества, оно не было реализовано. «Это явное нарушение верховенства закона». Власти Косово должны без промедления исполнить решение Конституционного суда, говорится в докладе.
«Власти должны отказаться от противодействия формированию Сообщества сербских муниципалитетов (ССМ) и добросовестно вступить в переговоры об их создании», говорится в докладе Совета Европы.
При этом СЕ хорошо известно, что у Приштины нет желания создавать ССМ. В докладе отмечается, что Конституционный суд Косово якобы решил, что ССМ не полностью соответствует конституционным стандартам. Однако суд в целом не исключил возможности такого объединения, говорится в документе. При этом эксперты Совета Европы подчёркивают, что неопределённые сроки в вопросе формирования ССМ вызывают озабоченность, как и толкование политиками решения Конституционного суда.
Эксперты СЕ отмечают, что политики, занимающие высокие должности, иногда критикуют решения судов по деликатным делам. В качестве примера влияния властей на работу судебной системы приводится случай с «премьер-министром» Альбином Курти, который «хотел узнать имя прокурора, принявшего решение об освобождении подозреваемого серба из тюрьмы». Речь, понятно, идёт о переводе под домашний арест бывшего полицейского Деяна Пантича, которого Курти считает «опасным террористом».
Эксперты также упоминают в докладе решения правительства Приштины от августа прошлого года об экспроприации земель на севере Косово, которые сербы не одобряли. «Представители международного сообщества, в том числе ОБСЕ, ЕС, EULEX и США, выразили глубокую обеспокоенность по поводу этих решений, поскольку проводимая процедура не соответствовала законам».
В Совете Европы отмечают ещё один тревожный факт применительно к Косово, а именно запугивание свидетелей и их последующую защиту на судебных процессах по военным преступлениям в Гааге. «Защита свидетелей — очень сложная проблема в такой маленькой стране, как Косово. Самые чувствительные дела сейчас ведутся в Гааге, и косовские прокуроры, которых мы встретили во время визита [в Приштину], не выразили особой озабоченности по этому поводу», заявляют эксперты СЕ. Например, на процессе в Гааге по делу бывшего «президента» Хашима Тачи суд вынужден был ограничить любые контакты Тачи и его подельников с третьими лицами, кроме адвокатов, именно по причине выявленных случаев запугивания свидетелей.
В целом, выкладки Совета Европы по правочеловеческому и демократическому досье Косово оставляют двойственное впечатление. С одной стороны, эта организация с учётом её мандата и функций обязана тщательно анализировать положение дел в каждом государстве-члене СЕ, что, собственно, и делается на регулярной основе. При этом под критику организации попадают не только «новые демократии» из Восточной Европы, но и «старые» участники ЕС. Что касается ситуации в Косово, то в докладе экспертов собраны достаточно серьёзные факты и эпизоды, требующие как контроля со стороны СЕ за их исправлением, так и конкретных действий властей в Приштине. Но, с другой стороны, отношение к Косово зачастую характеризуется излишней снисходительностью и обилием различных комплиментарных замечаний в адрес режима Курти. Якобы налицо «прогресс» в обеспечении верховенства закона, развития гражданского общества, развития демократических институтов и т.д. Недаром многие аналитики в Сербии воспринимают отношение Европы к Косово, как к «избалованному хулигану», мол, многое сходит им с рук. Увы, это правда!
Бывший «министр иностранных дел» непризнанного Косово, одиозная сербофобка Доника Гервалла-Шварц (гражданка Германии) перед подачей заявки на вступление в Совет Европы громко заявила: «Косово как европейская страна твёрдо привержена правам человека и верховенству закона». И ей вроде как поверили, проголосовав за приём квазигосударства в СЕ. Конечно, эксперты подготовили подробный анализ по Косово, куда включили многие замечания и озабоченности, причём совершенно реальные и подтверждённые фактами. Однако в Приштине, как представляется, вряд ли схватятся за голову от ужаса или стыда из-за этих разоблачений. Возможно, что-то исправят, подгонят под «стандарты СЕ», а может, и просто сфальсифицируют, как это принято в Приштине. По крайней мере, понятно, что полицию и силы безопасности под разными предлогами постараются оставить на севере КиМ, вопрос о формировании ССМ, видимо, зависнет ещё надолго. Буквально на днях спикер «парламента» Косово Гляук Конюфца подтвердил, что обязательство о создании ССМ не будет выполнено, «если международное сообщество не окажет давление на Сербию, чтобы она признала Косово». Примерно, как в русской поговорке: после дождичка в четверг.
Хочется верить, что благие намерения Совета Европы всё же обретут какие-то реальные очертания и хотя бы частично будут реализованы, пусть и вопреки сопротивлению Альбина Курти и его верных сподручных.
Фото: coe.int