В православной Сербии имя Святого Саввы (в миру Растко Неманич, потомок знаменитого сербского рода правителей Неманичей) значит гораздо больше, чем упоминание о почитаемом всеми подвижнике Веры. Савва был основателем автокефальной Сербской православной церкви, её первым архиепископом с 1219 года. Этот человек считается одним из столпов просветительской деятельности в Сербии и на Балканах, великой религиозной, культурной и политической фигурой. Именно поэтому главный собор в православной Сербии в Белграде носит имя Святого Саввы. Однако его авторитет и богоугодные дела выходят далеко за рамки Сербии и простираются вплоть до Святой земли в Палестине, в частности как спасителя Храма Рождества Христова в Вифлееме.
Сегодня Вифлеем, как, впрочем, и все почитаемые христианами мира святые места в Палестине, переживает нелёгкие времена войны, кровопролития и страданий из-за конфликта в секторе Газа, не стихающего уже четыре месяца. Как пишет популярный информационный портал Сербии Novosti, взрывы ракет ХАМАС, а затем ракетный ответ Израиля заставили верующих и паломников покинуть Вифлеем. После 7 октября 2023 года они в спешке покинули город рождения Иисуса Христа. Когда последний верующий прошёл через ворота в т.н. Разделительном барьере (как известно, Израиль в 2003 году инициировал отделение от палестинских территорий на Западном берегу реки Иордан барьером-забором с 60-ти метровой зоной отчуждения, часть этой границы, примерно 10%, представляет огромную стену высотой до 8 метров, что было сделано из соображений безопасности) между Израилем и палестинским правительством Западного берега, массивные стальные ворота захлопнулись, положив начало ещё одной трагической главе саги о Святой Земле.
За последние десятилетия Иерусалим и Вифлеем разрослись и практически слились в один город, разделённый только высоким железобетонным барьером со сторожевыми башнями. Через ворота этой стены до 7 октября 2023 года проходили реки людей, массы палестинских арабов, работавших в Израиле, и колонны автобусов с паломниками, которые приносили Вифлеему огромные доходы. Благодаря религиозному туризму Вифлеем превратился из древнего поселения в современный город с районами новых многоэтажных домов на холмах, где библейские пастухи когда-то пасли стада и первыми увидели звезду, возвещающую о рождении Христа.
Гиды по святым местам рассказывают, что иностранные туристы охотно фотографируются у разделительной стены с граффити времён палестинской интифады (восстания), когда здесь градом летали камни, коктейли Молотова и израильские пули. Вера наивных иностранцев в то, что время таких конфликтов прошло, была, увы, разрушена трагической реальностью Святой Земли. Последний военный конфликт закрыл ворота Вифлеема и остановил реки паломников со всего мира, которые текли в город на Рождество, в церковь Рождества Христова в центр города — Площадь Яслей. Иерусалимский патриархат решил, что Рождество в этом году не будет традиционных праздников и украшений. Все христиане Святой Земли согласились встречать радостный праздник в молитвах и богослужениях, сочувствуя тем страдающим. Таких празднований Рождества было много в Вифлееме, который не раз осаждался теми, кто был убеждён, что оружие может завоевать или уничтожить святость места, где родился Христос. Вифлеемская сага — это бесконечная серия историй о бессмысленном насилии, которое более 2000 лет не может победить веру в то, что любовь и милосердие спасут мир.
В Сербии не все знают, что в 1229 году Савва совершил своё первое паломничество на Восток. Затем он выкупил жилища и монастыри от порта Акко до Иерусалима, таким образом, позволив православным паломникам вернуться на Святую Землю спустя более чем столетие после тирании крестоносцев. Святой Савва Сербский был также первым главой православной церкви, который провёл архиерейскую литургию в церкви Рождества Христова через 129 лет после того, как крестоносцы изгнали из Вифлеема православных священников. По преданиям, тогда он отдал много золота арабским христианам, хранителям храма, что позволило спасти Вифлеем от разорения и дало новую жизнь церкви, являющейся даром Римского императора Константина Великого.
Для евреев Вифлеем важен, потому что в нём родился их первый царь-объединитель Давид, и, согласно ветхозаветному пророчеству, из этого города должен был прийти Мессия — Спаситель. Для христиан с приходом Иисуса-Спасителя, которого родила Богородица Мария в Вифлееме в пещере Рождества, здесь исполнилось пророчество Нового Завета. Вифлеем — также священное место для мусульман, которые говорят, что пророка Иссу (Иисуса) родила его мать — Мирьям (Мария), на холме Рождества над пещерой. Это место стало частью истории христианского мира, когда в 325 году н.э. епископ Иерусалима Макарий первым привёз римскую императрицу Августу Флавию Хелену — Святую Елену — в Вифлеем и показал ей, где родился Христос.
Её сын, император Константин Великий, превратил Рим в христианскую империю и создал вокруг святыни грандиозный комплекс. Над пещерой была возведена восьмиугольная ротонда, которая, как и в церкви Воскресения в Иерусалиме, имела Окулус — круглое отверстие в крыше. Через него мистический свет падал на пещеру Рождества, соединяя небо и землю. С западной стороны ротонды была построена пятинефная базилика со стенами и полами, покрытыми роскошной мозаикой, а её свод поддерживают четыре ряда высоких колонн, которые стоят до сих пор.
Святость и красота этого места стали его проклятием. Иноземные завоеватели, пытаясь разрушить святыню, хотели показать, что их Бог сильнее Бога побеждённых, хотя это тот же монотеистический Бог. Дар императора Константина был впервые сильно повреждён во время самаритянского восстания в начале VI века, и император Юстиниан первым восстановил и расширил Храм. В 614 году н.э. персы под предводительством Хосроя Второго опустошили Святую Землю, оставив только Вифлеемскую церковь нетронутой. Её спасли мозаики с изображением персидских священников-волхвов, которых все знают из библейского предания как трёх волхвов, принёсших подарки младенцу Христу. В документах Иерусалимского Церковного Собора IX века писалось, что персы, движимые «благоговением перед предками», сохранили церковь. Храм не был затронут омейядским халифом Омаром, который в 637 году завоевал Святую Землю. С патриархом Иерусалимским Софронием он заключил соглашение о том, что христиане могут свободно совершать богослужения. В южной части Вифлеемской базилики, в месте, где, согласно исламскому преданию, «Мирьям родила Иссу под пальмой», халиф Омар помолился и выделил это место для частных молитв мусульман, но без муэдзина (того, кто призывает верующих на молитву). В отличие от этого правителя, халиф аль-Хаким в 1009 году приказал снести базилику, но мусульмане Вифлеема, которые уважали Иссу и Мирьям, не захотели выполнять этот приказ.
Когда 1099 году в Вифлеем вошли крестоносцы рыцаря Танкреда, они показали, как выглядит латинское видение христианского милосердия и братства: они изгнали православное духовенство из храма Рождества и привели римско-католических служителей, а базилику усилили стенами и превратили в крепость.
Крестоносцев в 1187 году победил великий арабский военачальник Саладин (Салах ад-Дин, основатель современного Каира) курдского происхождения, который изгнал латинских священников из Вифлеема и передал церковь Рождества местным православным христианам. Они страдали в крайней нищете, едва выживая, и храм приходил в упадок.
В 1229 году император Фридрих Второй и Султан Эль-Камиль после Пятого, «бескровного», крестового похода заключили десятилетнее перемирие, Иерусалим и Вифлеем были переданы под управление латинянам. Тогда, словно по воле Божьей, на Святой Земле появился сербский святой Савва — первый православный архиерей спустя более века католического засилья. После покупки церкви Сиона в Иерусалиме он приехал в Вифлеем, провёл Святую литургию и пожаловал дары арабским православным, которые благодаря им сохранили управление в храме Рождества Христова до наших дней.
В наши дни Вифлеем уже не воспринимается как чисто христианский город, хотя ещё в первой половине ХХ века более 80% арабского населения были христианами. Большой приток палестинских мусульман после многих войн, начиная с 1948 года (когда по решению ООН было создано Государство Израиль), беженцев с оккупированных Израилем палестинских районов привёл к массовой эмиграции христиан, чаще всего в Латинскую Америку. Сейчас их в Вифлееме и окрестностях насчитывается менее 16%. Название святого города Вифлеем — Бет-Лехем на иврите, или Бейт Ляхм по-арабски — восходит к древним временам, когда область между Средиземным морем и современной Иорданией была заселена народом хананеев. Это название означало «дом Лехема», божества плодородия, взятого от ещё более древней цивилизации месопотамского Аккада. Первоначальный храм находился в сегодняшней пещере Рождества Христова. Когда двенадцать колен Израиля пришли на Святую землю, это место стало Бет-Лехемом, что на иврите и арамейском означает «Город хлеба». Когда арабы завоевали город, они интерпретировали его название как «Бейт Ляхм» — «Город мяса». Сегодня уже не столь важна этимология этого имени — святой город Рождества Христова остаётся основной христианской жемчужиной и местом поклонения миллионов паломников в регион Палестину. Имя же Святого Саввы сербского остаётся одним из самых почитаемых служителей Бога в истории Вифлеема.
Обложка: custodia.org