Белград принимает гостей. В течение месяца в Национальном музее проходят две выставки в рамках Дней Эрмитажа в Сербии, проведение которых стало возможным благодаря подписанию в 2023 году соглашения о сотрудничестве в области укрепления культурных и исторических связей России и Сербии между «Газпром нефтью» и Эрмитажем.
Первая выставка — «Царский фарфор». Как и подобает — роскошная, хоть и небольшая. На стендах выставки — изящная, как и полагается при дворе, посуда, воссозданная современными мастерами Императорского фарфорового завода в Петербурге (в период СССР — Ломоносовский фарфоровый завод). ИФЗ — удивительное место, мне довелось на нём побывать. Огромные пространства, гигантские раскалённые печи для обжига фарфора, тихие цеха с мастерами по росписи, где наносят на белые заготовки знаменитую «золотую сетку» и расчудесные цветы и узоры. Традиционное производство сохранилось через века. Испытало на себе разные течения и стили, это можно увидеть в музее ИФЗ в Петербурге.
На заводе работали и безымянные мастера, и большие художники. А в Белград привезли именно фарфор времён самодержавия, изысканный, как сам Эрмитаж. В Сербии традиционно уважают этот период русской истории благодаря тесным культурным и политическим связям России и Сербии в то время. Тем более что в Сербии уважают и свою историю, своих правителей старины глубокой. В топонимике Белграда масса имён князей, королей и деспотов (это не определение, а должность), и почти каждый серб у себя в дальней родне найдёт кого-то из Карагеоргиевичей или Обреновичей. Относиться ли к этому родству серьёзно, каждый выбирает сам, в зависимости от количества выпитых чаш сербского вина. Но лучше согласиться с собеседником.
В центре экспозиции фарфора в Национальном музее — длинный стол, накрытый, как в те времена. Фарфоровые супницы и соусницы, салатницы и другая нарядная утварь как бы ожидает трапезы вельможной публики. На стенах — портреты высокородных персонажей. На стендах — чашки и тарелки, точь-в-точь такие, какими пользовались при дворе Елизаветы, Николаев и Александров. Роспись разнообразна, от цветов до батальных судов, пробивающихся сквозь волны бурного моря. Орнамент от вензелей до морских якорей. Очень красиво. И исторично. Как и должно быть на выставке, напоминающей о настоящей роскоши былых времён.
Вторая выставка в рамках Дней Эрмитажа называется «Незримое искусство», на ней экспонаты можно потрогать. И все они сопровождены надписями по Брайлю. Этот проект изначально был придуман в рамках инклюзии, благородной идеи вовлечения слабовидящих и незрячих людей в художественную реальность. А на этой выставке анимационный рассказ об экспонатах и их изображения на экране сопровождаются их объёмными копиями, которые можно ощутить тактильно. Всем, и зрячим, и незрячим.
Часть экспозиции — зороастрийские находки из Пенджикента (Таджикистан), а также из древнего языческого кургана в Горном Алтае. Можно потрогать реплики старинных ковров и фигурок.
Вторая часть посвящена собакам. Это умная идея не только потому, что многие любят наших четвероногих друзей. Собака — верный и надёжный помощник незрячего. Это сложная работа, к которой готовят собак настоящие мастера своего дела, кинологи-дрессировщики. Тысячи незрячих и слабовидящих людей смогли вести полноценную жизнь благодаря специально обученным собакам. В России, кстати, прекрасно развита эта служба, работают профессионалы и волонтёры. Интересно, как в Сербии.
В общем, потрогать пластиковую реплику скульптуры итальянской левретки, или прикоснуться к барельефам, изображающим боевых псов древности, или потискать игрушку-шпица, изготовленную сто лет назад, на выставке может каждый. А если он закроет глаза, то сможет и попробовать понять, как видит мир незрячий. Встать на место другого — полезная практика. А незрячие и слабовидящие на таких выставках расширяют для себя мир искусства. Добрая идея. Когда-то давно, посещая Всероссийское общество слепых, я видела там лишь пластиковые модели Ленина и Кремля. А Эрмитаж делает больше, да и реплики произведений искусства сделаны куда лучше. В общем, обе выставки достойны посещения.
Незадолго до открытия экспозиции я прогуливалась со знакомыми по Калемегдану, показывая им древнюю крепость. И с нами разговорилась сербская пенсионерка по имени Живка. Она блистала историями о Белграде, за что мы были ей искренне благодарны. А потом рассказала, как в тринадцать лет переписывалась с русской девочкой. Как они посылали друг другу маленькие подарки, как это было интересно и здорово, такая дружба в переписке. А самым дорогим её душе подарком — Живка приложила руки к груди, показывая, где сердце, — для неё был альбом про Эрмитаж.
Вот тут-то я ей и сказала, что через несколько дней в Национальном музее открывается выставка Дни Эрмитажа. Не представляете, как она была рада.