«Доктор философии» Бранислава Нушича

За что мы любим классическую литературу? Не только ведь за такую «скуку», как богатство языка, серьезность поднимаемых тем и глубина проработки персонажей. Не только за то, что фамилия автора является для нас гарантией качества. И не за то, что чтение классических произведений делает нас лучше, грамотнее и эрудированнее (по крайней мере, нам очень хотелось бы в это верить). Классика хороша, как маленькое черное платье: она всегда актуальна и никогда не выходит из моды. 

Если вы, скажем, являетесь ее ценителем, то не стоит обходить вниманием балканское творческое наследие. Признанный классик сербского реализма, писатель и драматург Бранислав Нушич еще столетие назад позаботился о том, чтобы у вас было достаточно произведений для вдумчивого неторопливого чтения. В калейдоскопе его озорных острых пьес каждый найдет себе что-нибудь по нраву. 

Комедия «Д-р», в русском переводе известная как «Доктор философии», по-прежнему не дает поводов усомниться в своей актуальности. Почему созданное почти сто лет назад юмористическое произведение может читаться на удивление свежо? Да потому что это до сих пор смешно! 

Сюжет пьесы на первый взгляд может показаться не слишком оригинальным. Главный ее персонаж, Живота Цвийович – недавно разбогатевший коммерсант. Будучи бизнесменом, Живота убежден, что в мире все можно купить за деньги. Например, докторскую степень для своего не слишком усердного в учении сына Милорада. К наукам молодой человек совершенно не способен, поэтому, вступив в сговор с полицией, Живота по поддельным документам отправляет в заграничный университет другого юношу – бедного, но одаренного. Через четыре года юноша по имени Велимир привозит из Вены диплом доктора философии на имя Милорада. Тут бы и зажить Животе в свое удовольствие: вывесить диплом сына на всеобщее обозрение, а самого его выгодно женить на дочке министра путей сообщения. Но выясняется, что вместе с Велимиром из Вены приезжает целый ворох проблем, головных болей и неловких ситуаций…

Так как эта пьеса Нушича – комедия не только положений, но и нравов, то и создаваемые им персонажи до отвращения узнаваемы и до колик смешны. Неотесанные нувориши, мечтающие контрабандой протащить свое свиное рыло в элитный калашный ряд. Золотой мальчик, заливающий собственную никчемность родительскими деньгами, которого никто, кажется, не удосужился спросить, чего он на самом деле хочет от жизни. Симпатичные, но, к сожалению, активные женщины с ярко выраженной гражданской позицией и блеклой личной жизнью. Продажные полицейские, толкующие суть закона одним только им ведомым способом, но неизменно в свою пользу. Профессиональные свидетели, торгующие совестью по весьма умеренным расценкам. Молодые девушки, которые стремятся повыгоднее пристроить свою красоту и честь – и по дороге теряют и честь, и красоту, и выгоду. Каждый из них плох, мелок и жалок. И каждый оскорбляется, уличив другого в своих же пороках. 

Казалось бы, тема мещанина, внезапно возжелавшего повысить свой социальный статус, исчерпана еще Мольером. Герои Нушича, пусть и не лишенные некоторого национального колорита, все-таки достаточно узнаваемы и универсальны. Но поиск влияний и параллелей в произведениях сербского комедиографа стоит, пожалуй, оставить специалистам. Нушич эксплуатирует стереотипы просто потому, что постоянно встречается с ними в жизни – в этом и заключается секрет его успеха. Нушича очень любят ставить и театральные, и кинорежиссеры, так что этот острый на язык серб смешит уже не одно поколение не только читателей, но и зрителей. 

Русскому зрителю, кстати, Нушич тоже не посторонний: телефильм «Доктор философии», вышедший в 1976 году, стоит посмотреть хотя бы ради того, чтобы насладиться блестящей игрой Владимира Этуша, Лии Ахеждаковой, Ирины Муравьевой. 

В репертуарной афише советских театров произведения Нушича обычно фигурировали как «сатирические». Критика имела в виду, что автор бичует общественные пороки – тупость мещанства, ограниченность обывателей, безмерное тщеславие. Однако, если присмотреться к Нушичу повнимательнее, можно усомниться в том, что он так уж нетерпим к тому, что высмеивает. Высказывания комедиографа порой остры, но смех его мягок. Да, человек слаб, и слабость эта вынуждает при первом удобном случае использовать все возможности, чтобы устроиться поудобнее. Да, человек хочет любви и защищенности, и потому бывает не в меру тщеславен и порой может позариться на такой большой кусок, который окажется ему не по зубам. Да, человек смешон, и, если даже он трижды благочестив, умен или рассудителен, это порой делает его еще смешнее. Нельзя не заметить, что почти каждого персонажа Нушич выписывает с любовью и бережностью, не пытаясь создать из него просто картонного носителя порока. Тщеславный нувориш Живота искренне любит своего сына и – внезапно – внука, который и внуком-то ему приходится только на бумаге. Обманщица Клара, расчетливо окрутившая сынка богатых родителей, отказывается от предлагаемых денег и соглашается расторгнуть бесчестный брак. Лоботряс и кутила Милорад способен на искренне чувство, свободное от предрассудков. Во всем этом балагане неловкости, лжи, продажности, никчемности и невозможности что-то изменить сквозит надежда: вот вырастет маленький мальчик, и уж он-то все сделает правильно. 

Через триста пятьдесят лет после Мольера, через двести лет после Гоголя, через сто лет после Нушича мир по-прежнему несовершенен. Все еще встречаются неотесанные богачи, непрактичные ученые, продажные министры, глупые или безнравственные девушки. Жизнь полна страданий и неразрешимых противоречий, в ней так сложно не поддаться соблазнам, сохранить понятие о морали, остаться человеком. Но в тумане высокоградусной серьезности и трагического пафоса можно ненароком проглядеть, что жизнь еще и хороша. Так хороша, что стоило бы продлить ее, сбросить напряжение, от души посмеявшись над тем, как несовершенен бывает мир человеческий. Ведь это все было бы очень грустно… если бы не было так смешно.

© 2018-2022 Балканист. Все что нужно знать о Балканах.

Наверх