Желько Чейич, директор дилерского центра «АвтоВАЗ» в Баня-Луке (фактической столице Республики Сербской Боснии и Герцеговины) в эксклюзивном интервью порталу «Балканист» рассказал о том, что французское руководство «АвтоВАЗа» (который с 2016 года является консолидированной дочерней компанией французской Renault Group) выводит российские автомобили с балканского рынка.

— «АвтоВАЗ», чей главный завод находится в Тольятти, после прихода к власти французских коммерсантов резко сменил свою экономическую политику в отношении Балкан, хотя на территории всей бывшей Югославии автомобили «Лада» успешно продавались десятилетиями. Мы продаём их уже более 23 лет! В лучшие времена — до того, как «АвтоВАЗ» был куплен Renault — мы продавали три-четыре тысячи «Лад» в год.  Сейчас руководство «АвтоВАЗа» выпустило распоряжение о том, что этих автомобилей в продаже больше не будет, — рассказывает Желько Чейич. 

Желько Чейич и мэр Баня-Луки Игорь Радойичич

Предлогом стали современные экологические требования Евросоюза к российским автомобилям. 

— Под предлогом, что современные «Лады» не отвечают новейшим экологическим нормам, французское руководство «АвтоВАЗа» перестало поставлять в наши дилерские центры «Лада Ауто» в Баня-Луке и Rusauto в Белграде эти автомобили, соответствующие стандарту Евро-6. Ни Сербия, ни тем более Республика Сербская не являются членами Евросоюза. И кто знает, когда могут стать, потому что Евросоюз уже начал распадаться, — заметил директор дилерского центра. 

Он обращает внимание на то, что ранее, до прихода французов, «АвтоВАЗ» успешно справлялся со всеми подобными предписаниями, исполнить которые под силу даже гораздо менее развитым автомобильным заводам Европы. 

— «АвтоВАЗ» в последние годы тщательно следил за соблюдением европейских стандартов и норм при производстве автомобилей. Они делали их по стандарту Евро-6 и продавали по всем Балканам и Западной Европе. Россия, которая производит космические корабли, якобы не может больше производить моторы Евро-6? Это может даже Румыния, которая делает французскую Dachia с таким же мотором! — отмечает Желько Чейич. 

Об этой ситуации директор дилерского центра писал президенту России Владимиру Путину. 

«Признание в собственной технологической несостоятельности серьёзно скажется на имидже не только ”АвтоВАЗа”, но и всего российского автопрома. Тем более, что это не соответствует действительности. По своему научному, технологическому, промышленном потенциалу этот завод превосходит румынский, который способен отвечать требованиям Евросоюза! Структуру продаж ”Лады”, которая создавалась в Европе десятилетиями, невозможно будет восстановить за короткий срок. А отставание от европейских технологий приведёт к падению спроса на российские автомобили даже в России», написал Желько Чейич в письме российскому президенту. 

Чейич считает, что проблема с прекращением продаж в Европе — отнюдь не экономического характера. 

— Это проблема политическая. Для любого серба, будь он из Сербии, из Республики Сербской, из Боснии и Герцеговины или Черногории, «Лада» символизирует Россию. Эту марку здесь уважают до сих пор. Сербы любят Россию, они видят в «Ладе» её частичку — надёжного, верного друга, — говорит он.

Министр энергетики Республики Сербской Петар Джокич

— Мы всем коллективом выходим на «Бессмертный полк», во главе нашей колонны едет автомобиль «Лада». Белградская фирма Rusauto инициировала строительство в Баня-Луке российско-сербского центра духовного единства памяти Романовых, который посещал министр иностранных дел России Сергей Лавров. Наши сотрудники на работе носят футболки с российским флагом. Это сербы с русской душой. Сейчас всех этих людей попросту обманули. А ведь они будут думать, что это Россия их бросила, — высказывает опасения директор сербского дилерского центра. 

Он рассказал и о том, как нечистоплотно ведут бизнес французские коммерсанты, используя сербов и их патриотические настроения в политических целях. 

— Осенью 2018 года мы, балканские руководители дилерских центров Rusauto в Белграде и «Лада Ауто» в Баня-Луке, поехали в Россию к тогдашнему главе «АвтоВАЗа» Николя Мору, где он нас мотивировал на ещё большие продажи «Лады» в Сербии и Республике Сербской, а также на строительство в Баня-Луке крупнейшего в Европе дилерского центра, где будут продаваться эти автомобили. Мы взяли кредит, чтобы его построить, выполнили все европейские требования «АвтоВАЗа», хотя нам это дорого обошлось. По просьбам специалистов компании мы закупили напольную плитку по цене 50 евро за кв.м, не 10, стены здания отделали серыми панелями специального оттенка, которые стоят в два раза дороже, чем материалы обычного серого цвета. На первом этаже здания располагается сам автосалон и сервис, на втором — склад запчастей. Разместили наклейки, логотипы. И в декабре того же года нам поступает распоряжение убрать любые напоминания о марке «Лада», снять все наклейки и логотип. Больше вы «Лады» не продаёте! Понимаете, это очень некорректно по отношению к нам! Так бизнес не ведут, не говоря уже о политической подоплеке этой истории, — возмущается Желько Чейич. 

— Сейчас у нас автомобилей нет, «АвтоВАЗ» их больше не привозит. Это новая политика в отношении продажи российских автомобилей в Европе. Это часть экономической войны против России. Её цель — уничтожить российского автомобильного гиганта, который давал фору американским заводам в Детройте. На тольяттинском заводе трудятся десятки тысяч рабочих, поставщиков по всему миру —  столько же. Если фабрика не намерена следовать за мировыми тенденциями, её ждёт неминуемый конец, — предостерегает Желько Чейич.

Он объясняет, что нынешний владелец «АвтоВАЗа» — французская кампания Renault — заинтересована в продаже исключительно своих, французских автомобилей. 

— Из российской фабрики, где производятся отечественные автомобили, они намерены сделать просто цех, где будут собирать французские машины из деталей, прибывших из Франции. Они ведут политику, которая не отвечает интересам ни России, ни сербского народа. А ведь все эти европейские производители продают свои автомобили в России! Это огромный рынок! Сейчас они хотят стереть на Балканах любое напоминание о «Ладе», а значит, и о России, — заключает директор дилерского центра «АвтоВАЗа» в Баня-Луке.

Фото предоставлены дилерским центром «Лада Ауто» в Баня-Луке