Чёрная овечка югославского телевидения

В известном югославском фильме 1981 года «Многообещающий парень» главный герой Слободан Милошевич, включив ночью телевизор, восклицает при виде синего экрана: «Это лучшая программа югославского телевидения!». Неужели Слободан настолько был недоволен качеством JRT (Југословенска радио-телевизија / Jugoslovenska radio-televizija)? Или это сарказм? И, кстати говоря, могли ли югославские телезрители смотреть ночью ТВ?

Да. С 1986 года, пусть и на небольшое время, но такая возможность действительно появлялась. Всё началось ещё в 1983 году, когда работникам ТВ Сараево (TVS) во главе с редактором детских и молодёжных программ Слободаном Сврзо стало очевидно, что если есть желающие слушать в вечернее время радио, то почему не найдутся телезрители у ночного эфира?

Переговоры с директорами TVSa были очень долгими и трудными. Руководство не желало рисковать, а ведь в мире уже были прецеденты с круглосуточной трансляцией! Только через три года они согласились на эксперимент, правда, с некоторыми оговорками и обязательным замером рейтингов после шоу. Именно так начиналась легенда под названием «Crna ovca».

Crna ovca (црна овца) — идиоматическое выражение, схожее по значению с русским «белая ворона». Энтузиасты сараевского ТВ объяснили название аллегорией: чёрная овца — это они, те самые авторы программы, которые гонятся за белыми овечками — своими телезрителями. Для того чтобы «поймать» как можно больше неспящих, редакторы постарались продумать всё до мелочей! Они разработали оригинальную концепцию, согласно которой их эфир превращался в уютную домашнюю вечеринку в компании лучших друзей. Для создания подобной атмосферы было опрошено большое количество работников телевидения. И, как результат, был подготовлен революционный для Балкан сценарий.

И вот ночью 31 января 1986 года не спала вся Югославия!

«Чёрную овечку» смотрели буквально все! Ночную инициативу от ТВ Сараево транслировали каналы всех союзных республик, кроме TVZagreb, который счёл эту идею бесперспективной. Правда, некоторые жители Хорватии нашли способ присоединиться к телемарафону. Кроме того, этот эфир смогли поймать счастливчики из Румынии и Болгарии.

В самом начале зрителям показали ужастик Джона Карпентера «Туман». Однако кино регулярно прерывалось на рекламу и включения из студии, где ведущие принимали звонки телезрителей. Далее последовали лайв-включения с улиц Сараево. Репортёр Игор Принц устроил настоящий флешмоб в стиле фильма «Телесеть»! Жители домов по команде включали-выключали свет, наполняя тем самым тёмные улицы ярким светом. При этом люди высовывались из окон, махали руками, но не покидали квартир — всем было интересно, что же будет дальше. А дальше была прямая трансляция перемещений группы Haustor от стадиона «Кошево» до студии, где музыканты исполнили несколько своих песен.

Кроме того, зрители смогли не только увидеть выступления Желько Бебека, Оливера Мандича и Боры Джорджевича, но и, дозвонившись в студию, задать им вопросы! И всё это без фонограммы и постановки — только прямой эфир и живые эмоции!

Стоит ли говорить, что утром 1 февраля происходило что-то совершенно невероятное! Очевидцы вспоминают, что в тот день все звонили друг другу в разные уголки страны с единственным вопросом: «А ты вчера это видел?» Зрители были буквально потрясены яркостью и необычностью эфира. Да, казалось бы, югославское ТВ всегда отличалось свободой нравов и имело варьируемые понятия цензуры. Но однозначно никто не ожидал увидеть журналистов на соседней улице, услышать свой голос в прямом эфире в три часа ночи и, разумеется, своих кумиров, отвечающих на самые сокровенные вопросы. Это явно было что-то новенькое!

Разумеется, рейтинги «Crna ovca» зашкаливали. Работники TVS ещё несколько дней после окончания эфира получали телеграммы. Среди обращений зрителей, безусловно, было очень много благодарностей и положительных откликов. Но нашлось место и претензиям. Так, некоторые отмечали обилие рекламы (фильм разделили на ЕПП (серб. економско пропагандни програм — аналог рекламной паузы) аж 4 раза!) и перегрузку сети с последующим отключением света в некоторых районах. Оказалось, что во флешмобе с отключением света в Сараево, несмотря на предупреждения ведущего, решили поучаствовать люди из других городов Югославии, что привело к закономерным последствиям. Ну и, конечно, очень много критики получила хорватская редакция JRT. Зрители активно настаивали, чтобы TVZg включил «Овечку» в свою программу вещания, но руководство опять отказало, используя как предлог «возможные проблемы с перегрузкой сети». Несмотря на это, остальные каналы остались вполне довольны трансляцией, и следующий выпуск вышел в эфир 28 февраля.

На этот раз бодрствующим было предложено проголосовать за фильм для дальнейшего просмотра. Кроме того, для неспящих сыграл выдающийся пианист Кемаль Гекич и спели Crvena Jabuka, Merlin, Дадо Топич…

Третья программа была приурочена к вручению премии «Оскар», где в категории «Лучший иностранный фильм» была представлена работа Эмира Кустурицы «Отец в командировке».
Четвёртая — запомнилась телезрителям «посиделками» в компании Заны Нимани, Джордже Балашевича, Novi fosili, Valentino. Также гостями студии стали сценарист фильма «Отец в командировке» Авдо Сидран и роскошная Соня Савич.

Затем «Чёрная овечка» ушла на летние каникулы. А в это время решили начать выпускать программу уже не раз в месяц, а раз в 15 дней. Были написаны сценарии для нескольких программ. Планы выглядели реалистично и очень амбициозно. Тем не менее пятая программа, вышедшая ночью 24 октября, стала последней.

Поначалу всё шло великолепно. В «Овечке» появилось нововведение — хит-парад. Был показан фильм ужасов Дарио Ардженто «Тайна заброшенного дома», выступила группа Merlin, цыганский коллектив, задорно исполнявший песни Beatles, юмористический сериал «Сказки Теверсена» и вдруг… Какой кошмар! О Господи! Эфир прервался 40-секундным видео для взрослых.

Достоверно неизвестно, почему так получилось. Например, Слободан Сврзо заявил, что так и было задумано! Но были на студии и те, кто называл произошедшее нелепой ошибкой. При этом Войкан Милинкович, редактор TVBg, намекнул, что произошедшее — это часть эксперимента, и пора бы уже начать свободно транслировать подобное.
Руководители ТВ Сараево немедленно сочли произошедшее поводом для закрытия шоу, объявив, что у них внезапно закончились деньги и продолжать проект экономически невыгодно.

Зрители были шокированы и начали заваливать канал письмами и звонками с просьбой продлить шоу. Но телебоссы были непреклонны.

Заставка современной передачи

Так или иначе, югославские СМИ ещё долго и с огромным удовольствием будут смаковать подробности 40-секундной сцены, используя при этом не только словесное описание, но и кадры, зарисовки и даже комиксы с произошедшим! Разумеется, никто не забывал упрекнуть руководство TVS в непопулярном решении и поддержать авторов шоу.

Достоверно известно, что со стороны зрителей жалоб было очень немного — югославы не особо отличались пуританскими взглядами, а нагота в их фильмах, как правило, присутствовала в достаточном количестве. Поэтому решение канала действительно выглядело очень странным.

Да, пусть «Чёрная овечка» продержалась в эфире совсем недолго, она успела настолько полюбиться людям, что стала настоящим феноменом и объектом поп-культуры в странах бывшей Югославии.

Фестиваль Crna ovca в Хорватии

Даже сейчас, спустя столько лет, в её честь называются мероприятия, студии, заведения. Периодически выходят программы на разных каналах под брендом «Crna ovca».

Современное шоу

Как же здесь не процитировать группу Beograd, которые в своей песне TV утверждали:

Na ekranu je sve što želiš
i sve što znaš, i sve što znaš…
(На экране всё, что хочешь,
И всё, что знаешь, и всё, что знаешь…)

Нет, музыканты ошибались. Не всегда на экране мы находим то, что любим и ждём.

Согласитесь, есть в этой истории нечто очень балканское — одна маленькая «овечка», пусть на короткое время, смогла объединить целую страну…

© 2018-2025 Балканист. Все что нужно знать о Балканах.

Наверх