Бранислав Нушич – о Косово и его народах

Однажды мы уже говорили о Нушиче-драматурге, а сегодня предлагаем познакомиться с ним c малоизвестной стороны. Встречайте, Бранислав Нушич – путешественник и автор путевых заметок. 

Дело в том, в 1887 г. наш герой пишет злободневное сатирическое стихотворение «Похороны двух рабов», после публикации которого он получает двухлетний тюремный срок, который позже сократят до года. А образование у него, напомним, юридическое. Естественное госслужба в Белграде или любом другом крупной городе ему не светит. А светит ему работа в диппредставительствах Сербии в регионах, что в это самое время находятся под властью турок. Там Нушич, человек наблюдательный и образованный, пишет книгу в двух томах под названием «Косово. Описание земли и народа». 

Первый том – это исследование региона. В первой его части поднимается вопрос происхождения названия, описываются границы (к сожалению, описательно, но, держа под рукой карту, вы сможете сориентироваться), подробно описываются возвышенности, равнины, реки и их притоки, а также дается геологическая справка. Вторая посвящена административному устройству, транспортным сетям, экономическому состоянию Косово в исторической перспективе и в современном автору времени (конец XIX – самое начало XX в.). Третья, пожалуй, самая интересная: в ней речь идет о населении, языке, о жизни города и деревни, о роли церкви, о работе школ; большое внимание уделено устройству дома, национальной одежде и обычаям (рождение ребенка, свадьба, слава и т.д.). Во втором томе Нушич более подробно пишет о жизни конкретных населенных пунктов (Приштина, Янево, Голеш, Чичавица, Трепча и др.).

190 001

Звучит это все, возможно, не слишком увлекательно, но не стоит забывать, кто автор. И если в самом начале текст действительно похож на учебник по истории, способный вогнать в сон, то в продолжении вы внезапно обнаруживаете, что спать совсем не хочется и что этнография, смешанная с историей и географией, может увлекать. А все потому, что Нушич остается собой: рассказывая о жизни в городе, он не упускает случая упомянуть, например, о том, что «ради заботы о благосостоянии хозяина» вводились предписания, регулирующие потребление ракии. 

Накануне свадьбы, в предвечерние часы, по три ракии. Утром, когда идут за невестой, сватов стоит угощать двумя небольшими порциями ракии и одним видом закуски; третью стопку и два вида закуски – в доме невесты. На Cлаву – три небольшие стопки ракии в предвечерние часы и одну большую вечером. Гостю – две небольшие стопки и один вид закуски

Также церковь запрещала оставлять еду на могилах, и Нушич приводит письмо жительницы Приштины в сербскую церковную общину, в котором она обещает «с сего дня и на всю жизнь не нарушать предписаний, какими бы они ни были», добавляя, что в случае необходимости может связать себя клятвой.

Там, где речь идет о сватовстве, автор не только рассказывает о том, что селяне посчитали несправедливым имущественное неравенство, отражающееся на сумме выкупа, и обратились к общине с просьбой назначить фиксированную цену, но и приводит загадочную историю сына некоего Иво из Гуштерицы, что посватался к девушке и даже заплатил выкуп. 

Отец девушки деньги потратил на подготовку к свадьбе да на угощение гостям, а перед самой свадьбой девушка умирает. Пришлось сумму вернуть. Иво сватается к другой, все повторяется, умирает невеста. Второй тесть деньги тоже истратил, вернуть не может, так понемногу и выплачивает до самого Юрьева дня. А сын Иво теперь жениться не может, пока все деньги назад не получит, а что еще хуже, его деньги считаются проклятыми, так что девушку ему найти будет сложно.

Дальше Нушич рассказывает о народной культуре — от специфики местных диалектов (есть даже небольшой словарик специфической «косовской» лексики) до записи песен, в которых более чем жива Косовская битва (для некоторых песен приводится и нотная запись основной мелодии). Рассуждая о сохранившейся традиции празднования Славы, он пишет: 

Известно, что против одного из самых характерных для сербов обычаев — Славы —  предпринимались недружелюбные попытки греческих епископов, которые до недавнего времени рекомендовали народу оставить этот обычай. Латинская пропаганда, коснувшаяся и Косово, стремилась помочь православным епископам. Возможно, что именно эти попытки и привели к тому, что народ укрепился в мнении, что именно в Славе заключена и вера, и народный дух.

496a65a692081e4cf80b719b2ae8a0c2

Несмотря на интерес прежде всего к сербскому населению региона, Нушич дает много информации и о других народах и укладе их жизни. А глава, посвященная административному делению, – кладезь для тех, кто часто читает, например, боснийскую литературу: здесь разъяснены турецкие наименования должностей и учреждений, актуальные для территорий, дольше других входящих в состав Османской империи. 

И пусть книге более ста лет, она отвечает на многие вопросы, возникающие в связи с Косово, рассказывает об истории региона от самых истоков до начала ХХ в., о переселениях и их причинах, языке и культуре. А главное — о сосуществовании разных народов и культур.   

© 2018-2022 Балканист. Все что нужно знать о Балканах.

Наверх