В феврале 2024 года во время визита президента Реджепа Тайипа Эрдогана в конструкторское бюро Стамбульской военно-морской верфи впервые был представлен проект разработки и строительства нового авианосца для военно-морских сил Турции. В рамках реализации военной доктрины «Голубая Родина» (Mavi Vatan), разработанной турецким контр-адмиралом Джихатом Яйджи, Турция развернула масштабное строительство мощного военно-морского флота. Амбиции Турции построить авианосец совпадают с её более широкой целью — продемонстрировать власть в регионе и за его пределами. Турецкие военные уже действуют за пределами своих границ: войска размещены в таких местах, как Катар, Сомали, Ирак и Сирия.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган принял участие в мероприятии «Сила голубой родины» в январе 2024 года и объявил о запуске нескольких программ в области судостроения.
«Мы осуществляем все наши действия в соответствии с девизом Барбароссы: „Тот, кто правит морями, управляет миром“. С помощью этой концепции мы реализовали множество проектов по обеспечению безопасности „Голубой Родины“. В этих проектах мы достигли национального уровня производства в 80%», — сказал Эрдоган, подчеркнув, что его страна не только строит корабли, но и производит для них электронику, полезную нагрузку и все системы вооружения.
25 апреля 2024 года Стамбульская военно-морская верфь проинформировала прессу о последних событиях в различных проектах. Самым интригующим, несомненно, был макет будущего авианосца ВМС Турции. Он укрепит мощь страны в воздухе и на воде и усилит её влияние в восточном Средиземноморье, в регионах Эгейского и Черного морей, как и в Аденском и Персидском заливах. Этот стратегический потенциал рассматривается как особенно важный, учитывая региональную динамику и возможности соседних стран, например, таких, как Египет, который владеет французскими десантными кораблями класса «Мистраль».
По заявлениям Проектного бюро, в разработке и строительстве турецкого авианосца не будет принимать участие ни одно иностранное государство, в отличие от TCG Anadolu (L-400) (универсальный десантный корабль — LHD), который был спроектирован и построен вместе с испанским консорциумом Sedef-Navantia. Новый турецкий авианосец будет создан полностью внутри страны, что призвано продемонстрировать самодостаточность Турции. Таким образом, она, наряду с США, Китаем, Францией, Великобританией, Индией, Японией, Испанией и Италией войдёт в десятку стран, имеющих в составе своих ВМС авианосцы.
Авианосец будет иметь три взлётно-посадочные полосы: две для взлёта и одну для посадки. На нём не предусмотрено наличие катапультной системы, вместо этого Конструкторское бюро намерено использовать модульную рампу. Однако долгосрочный план предполагает разработку турецкими инженерами собственной катапультной системы, которая в конечном итоге заменит модульную рампу. Первоначальный план предусматривает размещение 50 самолётов, 20 из которых будут размещены на палубе, а 30 — в ангаре. Среди них — военно-морская версия лёгкого штурмовика Hurjet компании TAI, беспилотный реактивный истребитель TAI ANKA-III, беспилотный реактивный истребитель Bayraktar KIZILELMA компании Baykar и БПЛА TB-3. По данным Defense Turkey, представители министерства обороны Турции заявили, что количество самолётов может быть увеличено по мере реализации проекта.
29 октября 2023 года, в день ВМС Турции, Эрдоган подчеркнул историческое значение военно-морского парада с участием 100 различных кораблей на Босфоре и заявил, что он несёт важное послание.
«Благодаря этой церемонии, которая вселила уверенность в наших друзей и страх в наших противников, мы получили возможность убедиться в возможностях нашего военно-морского флота. В частности, мы увидели, как первый в мире корабль с БПЛА TCG Anadolu усилил наш флот. Конечно, только на этом мы не остановимся. Мы засучили рукава, чтобы построить авианосец нового поколения, старшего брата TCG Anadolu».
Как мы уже упомянули, вместе с испанским консорциумом Sedef-Navantia Анкара построила лёгкий авианосец TCG Anadolu (L-400) (универсальный десантный корабль — LHD), взяв за образец авианосец ВМС Испании Juan Carlos I (L-61). Кроме того, Турция производит сопровождающие корабли для создания экспедиционной ударной группы, прежде всего фрегаты и корветы, а также и подводные лодки — совместно с Германией. Изначально TCG Anadolu (L-400) проектировался под американский самолёт F-35B и должен был войти в состав ВМФ в 2021 году. Однако после того, как в июле 2019 года Турция была исключена из программы F-35 из-за санкций со стороны США, связанных с приобретением российской системы ПВО С-400, судно было перепроектировано для обслуживания различных беспилотников, в эксплуатацию его ввели 10 апреля 2023 году. В связи с этим министерство обороны Турции заказало разработки палубного ударного беспилотника Bayraktar TB3 у компании Baykar. Он был создан на базе Bayraktar TB2, однако увеличен в размерах, а также получит складное крыло и усиленное шасси. Предполагается, что Anadolu (L-400) сможет принимать от 30 до 50 палубных беспилотников, десять из которых можно будет задействовать в боевых операциях одновременно. Таким образом, Anadolu (L-400) стал первым в мире лёгким авианосцем, приспособленным для обслуживания дронов. Более того, в Турции в настоящее время планируют строительство ещё одного аналогичного судна под названием TCG Trakya.
Согласно долгосрочному плану Анкары, к 2026 году турецкие ВМС получат ещё три фрегата, которые в настоящее время одновременно строятся на трёх частных верфях. После завершения этой программы, согласно решению Совета национальной безопасности, будут построены ещё четыре фрегата класса «Истиф», в результате чего общее количество новых фрегатов достигнет восьми. В 2024 году ожидается передача ВМС Турции подводной лодки немецкой постройки «Пири Рейс», а к 2028 году ожидается выпуск ещё пяти.
Страна модернизирует свой военно-морской флот (к 2027 году в состав ВМС войдут более 15 современных единиц военно-морской техники), поскольку морское пространство является ключевым элементом её геополитической доктрины.
Идеология «Голубой Родины» представляет собой целостный план по реализации претензий современной Турции на суше и на море и позволит ей вернуть влияние в более широких географических районах, где исторически доминировала Османская империя.
Обложка: Лёгкий авианосец TCG Anadolu (L-400). Общественное достояние