В 2022 году «Яндекс» открыл свой крупнейший международный офис в столице Сербии. В балканском отделении будет занято до 2000 специалистов, что сделает его второй по значимости локацией компании. «Балканист» побывал в новом доме «Яндекса», чтобы узнать, как обживается IT-гигант на Балканах.
Пространство
Офис «Яндекса» разместился в пятиэтажном здании на бульваре Войводы Бойовича, что в микрорайоне K-Distrikt. Это новый престижный квартал в историческом сердце города в двух шагах от крепости Калемегдан. Место лакомое: из окон открывается вид на парк и Дунай, в районе расположены магазины и рестораны, до пешеходной туристической улицы Князя Михаила можно дойти за пять минут через парк. Но при этом локация парадоксальным образом довольно укромная — здесь нет толп туристов и пешеходов, оживлённого трафика, даже остановка трамвая — конечная. Получается, что «Яндекс» поселился в самом центре, полностью заняв огромное здание, но при этом как бы и в стороне, незаметно, не бросаясь в глаза.
Общая площадь здания 4500 м², изначально оно задумывалось как отель, но было перепрофилировано под офис. Сейчас в нём работает около тысячи человек. Дизайн создавала архитектурная студия Nefa под руководством Елены Меньшиковой. Эскизы начали рисовать в июле 2022 года, работы велись в авральном темпе — вся документация была готова буквально за месяц. Воплотить проект удалось тоже в рекордно короткие сроки. Получилась современная, комфортная, инновационная рабочая среда, с акцентом на минимализм и функциональность.
Четыре этажа спланированы сходным образом: длинный коридор (здесь его называют «порталом»), из которого можно попасть в переговорки, закреплённые офисы для тех, кто ходит на службу каждый день, опенспейсы для работающих в «гибридном» режиме, звукоизолированные капсулы для созвонов, мини-кафе с кофемашинами, бутербродами и печеньками, лаундж-зоны с диванами, креслами в форме колец, общественные пространства, где можно провести совещание или презентацию. Есть «фишки» для удовольствия и расслабления — фитнес, зал для йоги, массажные кресла и роскошная терраса на крыше с креслами, растениями и великолепным видом на город. Имеется и просторный актовый зал для еженедельных всеобщих собраний — «хуральная». Можно приходить с домашними любимцами: напольное покрытие устойчиво к пятнам, один из балконов оборудован для выгула собак.
По настроению и набору модулей офис очень похож на московские пространства «Яндекса» в районе метро «Павелецкая» и «Парк Культуры». Этакая «рабочая утопия», своеобразный «город в городе», где всё создано для эффективной, но не выматывающей работы. Сотрудник не сидит весь день за одним и тем же рабочим столом, а раза три за день перемещается во избежание монотонности. Сосредоточенно посидев один на один с компьютером, идёт на совещание, потом в телефонную кабинку для созвона или на террасу, или в лаундж для неформального общения и отдыха. Сербский колорит ощущается в декоративных элементах: принтах на стенах в духе белградских граффити, названиях переговорок в честь белградских парков, сербских гор и городов.
Люди
Когда идёшь по новому офису «Яндекса», то чаще всего видишь мужчин лет 30-50, сосредоточенно барабанящих по клавишам ноутбука, либо запершихся в телефонных кабинках и уставившихся в экран. Большинство из них говорит по-русски. Но, разумеется, компания держится не только на русских мужчинах среднего возраста.
«Яндекс» оплачивает сотрудникам курсы сербского языка и медицинскую страховку. Есть специальный внутренний портал с информацией о том, как обустроиться на новом месте — оформить документы, устроить детей в детсады и школы, записаться к врачу. Компания мягко знакомит команду с сербской культурой — проходят показы сербского кино, лекции по культуре и истории, выставки — например, фотоэкспозиция сербского костюма.
События
«Яндекс» довольно осторожно включается в общественную жизнь Сербии. Чаще всего он организует профессиональные IT-конференции, которые помогают развивать бизнес и нанимать талантливых сотрудников.
В прошлом июле привозили большую конференцию про высоконагруженные системы — HighLoad++. В сентябре прошла Yandex Smart Party — научно-популярная конференция на 300 человек, посвящённая генеративному искусству и искусственному интеллекту. Участникам, успевшим зарегистрироваться на мероприятие, прочитали лекции, дали возможность пообщаться друг с другом и командой «Яндекса», угостили коктейлями под диджей-сет.
YaTalks, состоявшийся в начале декабря этого года, проходил одновременно в Белграде и Москве, а также транслировался онлайн. Конференция была посвящена технологиям и основным тенденциям индустрии, управленческим вопросам в IT.
Также делали воркшоп по алгоритмическому программированию на факультете организационных наук в местном вузе.
Музей и новый офис
Пожалуй, двумя самыми громкими пиар-событиями «Яндекса», не связанными непосредственно с технологиями, стала встреча представителей Yandex Go с мэром Белграда Александром Шапичем. Обсуждали участие компании в «повышении эффективности и устойчивости транспортной мобильности в городе». Возможно, в результате этой встречи в «Яндекс. Картах» появилась возможность узнавать маршруты и график движения городского транспорта.
Плюс, в середине декабря в здании «Яндекса» открылся музей, посвящённый развитию цифровых технологий. Там можно увидеть множество ретроустройств: от первых игровых приставок и компьютеров, в том числе югославского Galaxies, до электронных печатных машинок. Вход бесплатный, посетить можно в будни с 11:00 до 19:00.
Присутствие «Яндекса» исподволь, вкрадчиво влияет на жизнь города. Рядом с его офисом открывают рестораны с меню «как в Москве» и рафом. На второй год присутствия компании в Белграде в городе открылась школа с обучением на русском и английском языке London Gates, которую в родительских Telegram-чатах прозвали «школой при Яндексе», хотя юридически она не имеет к нему отношения — просто многие ученики оказались детьми сотрудников «Яндекса». Но при этом почти нет массированной наружной и медийной рекламы, включённости в знаковые городские события.
«Яндекс» скорее следует пословице «Живи тихо — не увидишь лиха», в отличие, например, от компании «Люкссофт», которая щедро заклеивает город своей наружной рекламой, или от «Газпрома», рекламные баннеры которого можно встретить на самых оживлённых улицах, или от «Луйкойла», который ремонтирует баскетбольные площадки (самый популярный вид спорта в Сербии) и брендирует их своим логотипом. Даже день донора в «Яндексе», когда сотрудники могли сдать кровь прямо на рабочем месте, не освещался ни в блоге компании, ни в городских новостях.
Команда проводит субботники — убирает парки, «Яндекс.Такси» помогает бесплатными поездками для волонтёров Food Bank в Белграде, а «Яндекс.Доставка» поддерживает инициативу Čep za hendikep, направленную на поддержку людей с ограниченными возможностями — всё это без особой публичности. В наступающем году «Яндекс» планирует открыть ещё один офис в Белграде, он расположится в высотке в районе Beograd na vodi. Это одна из самых дорогих, современных и престижных локаций. В здании для IT-гиганта уже зарезервировано несколько этажей. Численность сотрудников белградского отделения достигнет 2000 человек, и оставаться «почти неприметным» «Яндексу», видимо, будет сложнее.
Фото: «Яндекс»