Now Reading
Видовданский храм: мавзолей, который так и не украсил Косово поле

Видовданский храм: мавзолей, который так и не украсил Косово поле

Аватар

Скульптор и архитектор Иван Мештрович широко известен, прежде всего, как автор памятника Победителю на белградском Калемегдане, монумента Неизвестному солдату на Авале, мавзолея Негоша на горе Ловчен. Впрочем, планы художника бывали куда грандиознее. На протяжении жизни черпавший вдохновение в эпосе южных славян, в молодости он задумывал построить храм, посвященный героям битвы на Косовом поле.

Иван Мештрович родился в 1883 году в посёлке Врполье (Хорватия) в семье каменотёсов. Обучался сначала в Сплите, потом, в 1901-1905 годах — в Вене, в Академии художеств. В молодости Мештрович занимался живописью, позднее  — главным образом, скульптурой и архитектурой. После окончания учёбы жил в Италии, затем переехал в Париж, где познакомился с Огюстом Роденом (высоко оценившим талант молодого Мештровича). До Первой мировой скульптор регулярно участвовал в выставках по всей Европе. Во время войны он выступил одним из учредителей Югославянского комитета, боровшегося за создание независимого государства на южнославянских территориях Австро-Венгрии (впоследствии деятельность, в том числе, комитета приведет к созданию Королевства сербов, хорватов и словенцев). 

Эпос и история южных славян всегда занимали в творчестве Ивана Мештровича особое место. Еще в детстве он познакомился с косовским мифом, с образами князя Лазаря (возглавившего сербское воинство в ходе битвы на Косовом поле в 1389 году), Милоша Обилича (убившего командующего турецкой армией в ходе той битвы султана Мурада), и Королевича Марко (последнего официального правителя сербов). Скульптор отстаивал тезис, что почти у каждого южнославянского народа есть «свое Косово» (таковой у хорватов была битва на Крбавском поле 1493 года, окончившаяся победой османов). Руководствуясь этой идеей, Иван Мештрович в 1908 году замыслил создать памятник, посвященный духу единства сербского, хорватского и словенского народов, Видовданский храм.

Архитектор планировал облечь его в форму монументального «светского» мавзолея 250 метров в длину и 200 метров в ширину, в котором соединил бы традиции египетских, греческих и римских храмов. На входе перед посетителем открывалась бы длинная открытая галерея статуй-кариатид, символизировавших вдов, сестер и матерей погибших героев. Завершала ее бы пятиэтажная башня, каждый ярус которой поддерживали атланты. Башня, по авторскому замыслу, представляла собой вознесение душ косовских воинов на небеса. Следующая часть мавзолея представляла собой пантеон героев эпоса: королевича Марко, князя Лазаря, Милоша Обилича и других. Сегодня некоторые из этих статуй можно увидеть в Народном музее в Белграде и в Народном музее города Крушевац. 

Слева, справа и спереди от зала героев Мештрович задумывал три небольших двора, увенчанных куполами. С высоты птичьего полета мавзолей повторял бы форму креста с тремя равными сторонами (что было характерно для православной архитектуры). Фасад здания архитектор планировал украсить колоннадами и барельефами с изображениями сцен Косовской битвы, выполненными в староегипетской и персидской традициях. 

Местом возведения мавзолея Иван Мештрович выбрал Газиместан, участок Косова поля между реками Лаба и Ситница, где, согласно преданию, и произошла знаменитая битва. 

Памятник на Газиместане был, в итоге, воздвигнут только в 1953 году (архитектор Александр Дероко)

Макет Видовданского храма экспонировался на выставках в Риме (1911), Лондоне (1915) и США, архитектору он принес еще большую славу и авторитет. Грандиозная идея во многом определила авторский почерк Ивана Мештровича: его последующие творения будут напоминать этот замысел, так и не воплотившийся в жизнь. Помешала этому Первая мировая война. Которая, впрочем, «дала» Ивану Мештровичу возможность создать другой мавзолей, посвященный героям ХХ века. 

Видовданский храм Мештровича в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, 1915

Окончание войны в Королевстве сербов, хорватов и словенцев было решено увековечить в памятнике Неизвестному солдату, как это делали и в других союзных государствах. Один такой монумент уже был: его в 1922 году установили жители предместья Белграда на месте средневековой крепости Жрнова, расположенной на вершине холма Авала.

Впоследствии король Югославии Александр именно это место выбрал для возведения памятника, который был призван стать данью памяти всем воинам, погибшим на полях сражений 1912-1918 годов (во время первой и второй Балканских войн, а также Первой мировой). 

Работу выполнил Иван Мештрович. Первый камень в основании мавзолея был заложен самим королем Александром в 1934 году на Видовдан (28 июня). Монарх также участвовал и в разработке концепции монумента.

Памятник представляет собой 14-метровый мавзолей из черного гранита, напоминающий саркофаг-гробницу на пятиступенчатом основании, которое символизирует пять веков сербского рабства под Османской империей. Образцом архитектору послужила гробница персидского царя Кира. В постаменте скрыта крипта с ковчегом, в котором покоятся останки неизвестного солдата. Внутри монумента в два ряда стоят восемь кариатид, символизирующие матерей павших воинов всех народов: бошняков, черногорцев, далматов, хорватов, словен, воеводинцев, сербов и южных сербов.

Памятник был открыт в 1938 году. Однако он, по сравнению с Видовданским храмом, стал лишь скромной его копией.

Юлия Иванова

© 2018-2020 Балканист. Все что нужно знать о Балканах.

Scroll To Top