А вы знали, что первый ночной пассажирский рейс в истории гражданской авиации был выполнен из Сербии. Он состоялся почти 100 лет назад, в ночь с 9 на 10 сентября 1923. Самолет марки Kodron C-61 F-AFCP совершил перелёт из Панчево в Будапешт.
В 1923 году французско-румынская компания, более известная как Franco-Rumen, основанная в 1920 году, желая добиться преимущества во времени перед знаменитым «Восточным Экспрессом», решила совершить первый ночной рейс, сопряжённый с риском ночного полёта.
До этого самолёты на линии Париж в Стамбул и обратно летали только днём. Ночью они делали перерыв, чтобы на следующий день продолжить дневной перелёт.
«Восточный экспресс» находился в пути днём и ночью без перерыва и преодолевал расстояние от Парижа до Стамбула чуть менее чем за четыре дня, прибывая в конечный пункт назначаения раньше самолета, вынужденного делать «ночную паузу». Но в сентябре 1923 года в мировой авиации произошла революция, и из Панчево вылетел первый в мире ночной пассажирский рейс.
Самолет Kodron C-61 F-AFCP имел три двигателя Hispano-Suiza 8A 180CV и летел со скоростью 115 км/ч. Он вмещал 10 пассажиров и одного механика. Этим рейсом аэропорт в Панчево вошёл в историю мировой авиации, а летчик, совершивший первый ночной рейс, француз Клод Боргар был впоследствии объявлен кавалером французского Почётного легиона.
Договор о сотрудничестве между компанией Fraco-Rumen и Королевством СХС (сербов, хорватов и словенцев) был заключен 30 января 1923 года. Тогда Сербия, точнее Королевство СХС, обязалось построить аэропорт и передать его в безвозмездное пользование авиакомпании, которая взамен обязалась поддерживать регулярные линии авиасообщения, за исключением зимних месяцев (с середины ноября до конца марта). Кроме того, Franco-Rumen взяла на себя обязательство нанимать сербов на административно-технические работы.
После заключения контракта Франция направила группу авиационных экспертов, которые после осмотра окрестностей Белграда решили, что новый аэропорт будет расположен в близлежащем городе Панчево в качестве временного решения, пока не будет построен белградский аэропорт.
В феврале того же года местные власти Панчево приняли решение о выделении пастбищных земель рядом с городом длиной и шириной 500 метров с целью строительства аэродрома, но с условием, что выделенная территория будет по-прежнему использоваться как пастбище, когда самолёты не находятся на взлётно-посадочной полосе. Только представьте ту сцену, где пастух гонит своих овец с пастбища, потому что на посадку заходит самолет?
Выбранное поле вскоре превратили в аэропорт, убрав мелкие неровности, обозначив взлётно-посадочную полосу и подъездные пути. Там же построили деревянные бараки для приёма и отправки пассажиров, грузов и почты. Для размещения и ремонта самолётов были установлены тенты палаточного типа. К объекту провели телефонную и телеграфную связь. В дополнение ко всему для перевозки пассажиров аэропорта был приобретен специальный автомобиль.
Первый самолёт «авиа»-компании Franco-Rumen SPAD 56S приземлился в Панчево 25 марта 1923 года, тем самым была установлена регулярная авиалиния Париж-Стамбул через Страсбург, Прагу, Вену, Будапешт, Панчево и Бухарест. Летом того же года Королевство сербов, хорватов и словенцев впервые было включено в систему воздушного транспорта, всего через несколько лет после открытия первой регулярной линии воздушного сообщения в мире.