«С нашими чиновниками каши не сваришь». Почему России не нужны фестивали детского и православного кино в Сербии
Первый осенний месяц — самое кинематографическое время года в Сербии. С 16 по 18 сентября здесь проходит фестиваль мультфильмов и детского кино, а с 25 по 28 сентября в городе Крушевац состоится фестиваль православного фильма.
Филипп Кудряшов, директор фестиваля «Неделя русского детского кино „Сказки детства“» и организатор сербского фестиваля православного фильма «Сильные духом», рассказывает о том, как он уже семь лет продвигает российское кино в Сербии без господдержки.
«„Сказки детства“ у нас в Сербии проходят уже седьмой год, а „Сильные духом“ — пятый. Обе даты важные, значимые. Конечно, здесь важна внешнеполитическая составляющая поддержки, потому что прокат российского кино в Сербии — это не бизнес, денег на этом не заработать. Это культурные мероприятия, которые поддерживаются городами Белградом и Крушевацем», — рассказывает Филипп Кудряшов.
Необходимо признать, что в Сербии ещё семь лет назад российское кино не смотрели вообще. Кинотеатры стояли пустые, российские фильмы там не крутили. Постепенно в прокат стал приходить русский кинематограф, и соскучившийся сербский зритель, и стар и млад, начал ходить в кино.
«Да, нам за это время удалось здорово поднять интерес к российскому кинематографу, потому что, когда мы начинали, ничего в Сербии о российском кино слышно не было. До „Солнечного удара“ в Сербии больших премьер не было. У меня же ещё до этой премьеры начался свой путь — путь российского детского кино в Сербии. Это все стало частями одного дела: сербы — и дети, и взрослые — начали смотреть российское кино», — говорит Филипп.
Фестивали стали ежегодными. Школьники по всей Сербии с удовольствием смотрели новые российские мультфильмы: залы были заполнены детьми. Однако большую часть поддержки этим фестивалям оказывала по-прежнему только сербская сторона.
«О „Сказках детства“ стали писать в России. Начали задавать вопросы: а почему мы упускаем этот регион? Российским кинематографистам нужно обращать большее внимание на Балканы. С другой стороны, лично я не сталкивался с сербскими прокатчиками российского кино, хотя уже около десяти лет в этой теме. Большое игровое кино — это уже вопросы бизнеса, но кино и бизнес в Сербии — это вещи несовместимые, потому что люди отвыкли ходить в кинотеатры. В Белграде и Нови-Саде, конечно, обстановка благополучнее, чем в провинции, куда, в основном, приезжают только кинопередвижники и снимают сливки на показе за один день. Системный прокат при этом в сербской провинции, в основном, отсутствует. У регионов зачастую просто нет возможности покупать нормальное оборудование», — признает Филипп Кудряшов.
Он вспоминает, что ситуация с прокатом в Сербии все ещё местами напоминает российскую начала 90-х, когда пустующие провинциальные кинотеатры массово превращали в ярмарки. Однако тогда ситуацию удалось изменить. И сейчас у России есть уникальный шанс, чтобы заполнить сербский вакуум российскими фильмами.
«Подобное было и в России, когда все наши кинотеатры в годы перестройки превратились в торговые точки. Возродил их к жизни именно американский прокат. И сейчас, когда российские чиновники от культуры говорят о необходимости ввести квоты на американские фильмы, это звучит странно и даже смешно. Что же касается Сербии, то российское кино должно появляться тут на льготных условиях. Заметьте, российские фильмы, если они и появляются, то дублируются латиницей, чтобы пойти сразу по всем Балканам. Такой роскоши, как дублировать только кириллицей, российские компании просто не могут себе позволить, ведь они лишатся рынка в Хорватии, Боснии и так далее, где кириллица не имеет государственного статуса. Сербия очень компактна, но важна России стратегически, и здесь должно присутствовать российское кино, но продвигать его пока возможности нет», — говорит продюсер.
На телевидении дела обстоят более благополучно. Сербы смотрят российские сериалы по телевизору, однако здесь нужно иметь в виду взаимосвязь рейтингов и рекламы, которая и обеспечивает продвижение фильмов.
«Сериалы — это другое дело, они напрямую связаны с рекламой и бизнесом. Чем сериал популярнее, тем больше рекламы. И, видимо, сейчас это работает. Для того чтобы посмотреть фильм, человеку не надо никуда идти, ему достаточно нажать кнопку. А культура кинотеатра в Сербии пока ещё не ожила. И я не понимаю, почему наше руководство не прилагает усилия к тому, чтобы вдохнуть жизнь в сербскую культуру кино с помощью российского кинематографа», — говорит Филипп Кудряшов.
Кроме того, продюсер считает, что просто показать фильм мало. Кино должно учить. Особенно юного зрителя.
«Плюс ко всему, надо воспитывать вкус зрителя. Да, все любят „Машу и медведей“. Но мы на наших фестивалях „Сказки детства“ и „Сильные духом“ стараемся показывать фильмы, где есть герой, за которым стоит добро, побеждающее зло. Это современные фильмы, которые учат зрителя распознавать добро в мятущейся душе персонажа и пойти правильным путем. Один из таких фильмов — „Со дна вершины“ режиссера Тамары Цоцория.
Это и фильм „Солдатик“ режиссера Виктории Фанасютиной, который мы покажем на открытии „Сказок детства“ — кино о ребенке, который потерял родителей на войне и стал сыном полка. Это отличная работа, основанная, между прочим, на реальных событиях, которая стала откликом на юбилей освобождения Белграда от фашистов. Мы стараемся найти фильмы, задевающие душу зрителя. Например, фильм „Остров исправления“, где рассказано о городских ребятах, отправленных в деревню за провинность. Там раскручивается история, в которой мы наблюдаем изменения и в городских, и в деревенских мальчишках, которые поначалу не понимали и не принимали друг друга».
На сербские фестивали Филипп отбирает фильмы разных режиссёров — и столичных, и из глубинки.
«„Остров исправления“ — это работа новосибирской киностудии. Мы продвигаем в Сербии не только столичных режиссёров. В целом же наша цель — найти героев, на которых нужно равняться. Мы не будем популяризировать фильмы с пустыми персонажами, — говорит продюсер. — Возьмём фильм „72 часа“, который вошёл в программу православного фестиваля „Сильные духом“. Он был сделан несколько лет назад, но в Сербии его не видели. Эта лента про участие детей в сопротивлении во время Второй мировой войны. В фильме рассказано о человеке, который арестовывал священника, и мы наблюдаем, как он потом становится воплощением справедливости. Такого вам не покажут в фильмах „Марвел“ о сказочных, выдуманных героях, которых не существует в жизни. А фильмы о таких персонажах, о которых рассказываем мы, в прокате с миллионными сборами не крутят».
Фестивальная история Филиппа Кудряшова длится седьмой год. Как продолжать дальше без господдержки, продюсер не знает.
«В каждом ребёнке, который выходит из кинозала с нашего фестиваля, остается зерно добра в сердце. И оно прорастет. Я верю в это, несмотря на то, что, к сожалению, российское министерство культуры избирательно финансирует деятельность тех, кто показывает российское кино в Сербии, и почему-то детские фильмы обойдены вниманием. А эта история без финансовой подпитки на нашем голом энтузиазме долго не сможет выезжать. Как продолжать это уникальное мероприятие по продвижению российской детской кинематографии за границей без поддержки с российской стороны?! В России (впрочем, в любой стране мира) нет аналогов подобному системному мероприятию, проводимому за пределами государства. Это уже уникальное явление.
Россия готова финансировать неделю обычного российского кино. Её организаторы сюда привозят звёзд российского экрана, которых никто здесь не знает. Показывают фильмы в Белграде, в то время как мы крутим детские фильмы по всей стране… Я не знаю, сколько еще я смогу провести фестивалей. Оптимизм я давно растерял. Не хочу говорить, что это последние „Сказки детства“ в Сербии, но с нашими чиновниками, увы, каши не сваришь.
Хотя я всегда до последнего надеюсь, а вдруг найдутся люди, которые просто скажут: продолжай, считай, что тебе не государство Россия помогло, а просто человек, которому не все равно, на чем будут воспитаны наши русские и сербские дети. Я же тоже вырос на русских мультфильмах, где добро всегда побеждает, где надежда живёт до последнего», — говорит Филипп Кудряшов.
Катарина Лане