Посол России в БиГ: «Внешний контроль над боснийскими делами может превратиться в колониальное управление»

Пётр Иванцов, глава диппредставительства РФ в Федерации Боснии и Герцеговине, прокомментировал «Российской газете» актуальность действующего в стране с 1995 года аппарата высокого представителя — по сути целой системы иностранных «соглядатаев», которые контролируют все внутренние политические процессы в БиГ. 

Босния и Герцеговина объявила о выходе из состава СФРЮ в 1992 году, после чего в республике началась война с участием боснийских мусульман (бошняков), сербов и хорватов. По разным оценкам, в конфликте погибло свыше 100 тысяч человек. В ноябре 1995 года на американской военной базе в Дейтоне было принято мирное соглашение о прекращения огня, разделении враждующих сторон и обособлении территорий, положившее конец гражданской войне в республике. Документ был подписан в Париже 14 декабря того же года. После принятия соглашения в БиГ присутствует аппарат высокого представителя, который следит за его выполнением. В стране также присутствует штаб НАТО.

— Восторга по поводу состояния внутриполитической обстановки в стране я не испытываю. Ситуация в плане внутреннего диалога становится только хуже. Что самое печальное, продолжает падать взаимное доверие и взаимопонимание между народами Боснии и Герцеговины. Не все ощущают здесь себя достаточно комфортно, испытывая давление со стороны партнеров, увлеченных фактическим пересмотром основополагающих принципов современной Боснии и Герцеговины в пользу централизации государства, унитаризации ее административной системы. Вижу в этом опасность для будущего этой многонациональной страны, равноправия ее государствообразующих народов, — говорит российский дипломат, шесть лет возглавляющий посольство РФ в Боснии и Герцеговине. 

Пётр Иванцов считает, что преодоление внутриполитического кризиса возможно, если все три народа страны без внешнего давления найдут способ договориться друг с другом. 

-Убежден, что будущее Боснии и Герцеговины находится в плоскости реализации Дейтонского мирного соглашения — в том виде, как он был подписан в 1995 году. Там предусмотрены необходимые механизмы для обеспечения баланса интересов всех народов Боснии и Герцеговины и двух ее энтитетов — их просто нужно придерживаться. Кому-то такая система может показаться громоздкой и неэффективной, но она вполне рабочая, а в местных условиях так и вообще безальтернативная. Кажется, кто-то из руководителей уже давно бывшей СФРЮ однажды сказал, что если Югославия действительно нужна, то она должна быть нужна всем. Полагаю, этот тезис вполне применим и к Боснии и Герцеговине. Ситуация здесь изменится к лучшему, когда будут созданы условия для того, чтобы все народы ощущали себя в стране как дома, а не находились под постоянным прессингом только за то, что имеют собственное мнение по тому или иному важному для них вопросу. Равноправие, взаимное уважение, диалог, компромисс и консенсус — вот «лекарства» от затянувшегося здесь внутриполитического кризиса. Россия только и делает, что последовательно это всем рекомендует, — говорит Пётр Иванцов. 

В этом году Босния и Герцеговина отмечает 25-летие со дня подписания Дейтонского мирного соглашения, положившего конец кровопролитию. При этом в последнее время все чаще в стране раздаются мнения о целесообразности появления так называемого «Дейтона-2». Посол России в БиГ считает, что такой необходимости нет. 

— Под «Дейтоном-2», на самом деле, понимают изменение конституции Боснии и Герцеговины, которая является частью мирного соглашения. Бытуют мнения о том, что, дескать, Дейтон остановил войну, но создал нефункциональную государственную систему, и основной закон надо менять в целях обеспечения эффективности власти.  Причем разные стороны приводят различные обоснования, подчас и противоположные. По этому вопросу стоит исходить из соображений, во-первых, осуществимости, во-вторых, практичности. Необходимо признать, что внести изменения в конституцию Боснии и Герцеговины на настоящем этапе невозможно. Предложения ни одной из сторон не наберут нужной поддержки в Парламенте, так как подходы по ключевым вопросам не совпадают. Практическая необходимость поправок, на самом деле, тоже под большим сомнением. Основной закон работает, обеспечивает баланс и учет интересов трех народов и двух энтитетов, не вижу, зачем бы в этот механизм влезать.  Есть принцип «если работает — не пытайся починить». Может, он и не совершенен, но вполне отвечает реалиям, — объясняет российский дипломат. 

Он обращает внимание на то, что изменение конституции повлечёт за собой необратимые последствия. 

— Вскрывать конституцию Боснии и Герцеговины — это открывать «ящик Пандоры»: последствия могут оказаться неконтролируемыми и опасными. Поэтому необходимости в «Дейтоне-2» нет. Вероятно, стоит определиться с тем, как постепенно «закрывать» приложения мирного соглашения, которых 12 и которые регулируют различные практические аспекты обеспечения мира в стране. Например, мы считаем, что Высокий представитель в Боснии и Герцеговине, а он прописан в приложении 10, свой мандат исчерпал. Было бы весьма символично, красиво и полезно закрыть его как раз на предстоящее в декабре 25-летие подписания мирного соглашения, утвердив при этом статус Боснии и Герцеговины как суверенного и независимого государства, исключительную ответственность за ситуацию в котором несут его народы, — говорит Пётр Иванцов. 

Он считает, что  независимая и суверенная Босния и Герцеговина может и должна избавиться от внешнего протектората, в частности, со стороны Аппарата Высокого представителя, иностранных судей в конституционном суде, отдельных представителей западного сообщества, продолжающих указывать местным органам власти линию поведения и выступать с ультиматумами в адрес боснийских политических лидеров. 

— Это давно уже пора сделать. Россия последовательно выступает за сворачивание механизма внешнего протектората, закрытие Аппарата Высокого представителя, передачи всей ответственности в руки местных властей. Наличие здесь Высокого представителя не имеет практического смысла, в стране давно установлен мир, поддерживается стабильность, Босния и Герцеговина, очевидно, не представляет угрозы миру в регионе, давно уже утвердилась в качестве ответственного и уважаемого члена международного сообщества, была непостоянным членом Совета безопасности ООН, председательствовала в Комитете министров Совета Европы. Абсурдно, что государство продолжает находиться «под наблюдением» Высокого представителя, который позиционирует себя выше демократически избранных институтов. Это очевидный анахронизм. Обратите внимание, с критикой в его адрес выступаем не только мы, но и многие внутриполитические силы БиГ, которые демонстрируют острое недовольство тем, как ведет себя Высокий представитель, высказываются в пользу сворачивания его Аппарата, — рассказывает посол РФ в БиГ.

По его словам, БиГ достаточно зрелая страна, чтобы начать жить самостоятельной жизнью и не зависеть от иностранных «опекунов». 

— Думаю, такая позиция народов страны должна стать основой для упразднения механизма внешнего протектората. В противном случае это уже будет напоминать колониальное управление. Важно, что именно местные народы недовольны и наличием иностранных судей в местном конституционном суде. Знаю, что этот порядок закреплен в конституции, которая, однако, дает Парламенту страны право решить иначе. Напомню, что представители двух государствообразующих народов внесли свои соображения на этот счет в парламентскую процедуру, что абсолютно легитимно. Надеюсь, что парламентарии в открытой, конструктивной и содержательной дискуссии смогут прийти к консенсусу по этому вопросу с тем, чтобы Босния и Герцеговина подтвердила свой суверенитет, независимость своего правосудия, зрелость и самостоятельность в решении всех внутренних вопросов. Убежден, что внешний фактор в этом помочь не может. Более того, зачастую он играет противоположную роль. Ангажированное вмешательство извне, со стороны ряда наших партнеров, не способствует налаживанию добрых межнациональных отношений и формированию объединительной повестки, лишь осложняет задачу выстраивания подлинного национального примирения. Мы неоднократно указывали на недопустимость диктата и давления, угрозы и применения односторонних санкций в отношении неугодных. К сожалению, за последние 25 лет многие представители международного сообщества в БиГ сформировали у себя традицию беззастенчиво вмешиваться в местные дела. И даже считают это своим святым правом и высокой обязанностью! Правильно кто-то из местных лидеров однажды охарактеризовал подобный стиль как «амбассадорократию». Мы категорически против подобного подхода, настаиваем на уважении легитимных представителей всех народов БиГ, невмешательстве во внутренние дела этого суверенного государства. Поддерживаем добрые отношения со всеми, выстраиваем их в духе сотрудничества, а не влияния, — подчеркнул глава диппредставительства РФ в БиГ.

Фото: Twitter-аккаунт посольства РФ в БиГ

© 2018-2024 Балканист. Все что нужно знать о Балканах.

Наверх