Илья Гращенков

Российские туристы ищут новые направления для отдыха. Пресытившись пляжным отдыхом и горными лыжами, а также известными памятниками и архитектурой, люди хотят получить новые ощущения, но за разумные деньги, не прибегая к услугам «индивидуальных туров». Самым неизведанным направлением в Еврозоне оказались загадочные Балканы. Если отъехать от морского побережья хотя бы на 30 км в глубь континента – в горы, там начинается совершенно другая жизнь, очень похожая на ту, какой жила старушка Европа тридцать — сорок, а может быть и все сто лет назад.

Словения и Хорватия давно взяли курс на глобальную интеграцию, Черногория изо всех сил старается догнать их, а вот бывшая центральная часть Югославии – Сербия и Босния, ищут свой собственный, самобытный путь развития. Маленькие городки остаются теми островками старой культуры, где рыночная площадь – это не театр для туристов, а самый настоящий средневековый базар. Замки, высящиеся в горах, не новодел, а настоящие укрепления, которые, казалось бы, только что подверглись атаке турецких янычар. Выпить рюмку ракии и закурить, не оглядываясь ни на какие запреты, сорвать с первого попавшегося дерева сочную грушу, купить свежепойманную рыбу у мальчишек, идущих с реки, – все это дарит ощущение давно забытой свободы, когда мир был юным и простым. Дух этой первозданной Европы можно ощутить в Сербии, но более всего – в Республике Сербской, одной из независимых частей государства Босния. Но российскому туристу не следует вникать в хитросплетения Балканской политики, приехав сюда и так все сразу сам поймешь.

Но это лирическое отступление. Между тем, для развития полноценного туризма на Балканах, существует целый ряд препятствий, среди которых можно выделить три основных коммуникативных проблемы. Первая – транспортная доступность, отсутствие прямых рейсов, неуверенность в безопасном перемещении внутри страны. Вторая – невысокая осведомленность о реальном положении дел, особенно в Боснии, страх оказаться в некоем нестабильном регионе. Третья – низкая информированность о культуре, досуге, кухне и самое главное, финансовых аспектах жизни. Помимо трех основных существует еще и масса других, побочных проблем, тормозящих российскую туристическую активность. Рассмотрим их более подробно.

Транспортный вопрос

Один из основных вопросов для туриста – как добраться до места отдыха. Наши соотечественники привыкли действовать через две основные стратегии. Первая – т.н. trip inclusive, когда от дома и до пункта назначения тебя буквально доставляют различными средствами трансфера, от автобуса до самолета и наоборот (пример – поездка в Турцию, Индию и т.д.). Вторая – private drive, когда на личном или арендованном автомобиле группа туристов путешествует самостоятельно, здесь яркий пример – мода на туры в Грузию, Армению или в Прибалтику. 

Для путешествия в Республику Сербскую необходимо комбинировать несколько таких подходов. Лететь на самолете до одного из крупных аэропортов – Белграда, Тивата, Загреба или Дубровника, а затем ехать на машине или автобусе. Такой подход не всегда удобен для начинающих путешественников, поэтому для решения проблемы уместно разработать программу прямых рейсов в крупные города страны. Для решения данной задачи уместно было бы провести круглый стол между представителями Росавиации, Ростуризма и отечественных авиакомпаний, обсудив проблему и наметив пути ее решения.

Информированность путешественника

События в Югославии и Боснии были главными новостными поводами для Европы, но не для России, где шли свои войны и конфликты. Поэтому многие до сих пор считают Боснию нестабильным регионом, хотя война там закончилась еще в конце 90-х годов. Изжить этот миф должна помочь информационная кампания в СМИ, направленная на раскрытие потенциала Республики Сербской. Однако, не стоит углубляться в политику, Балканы – мирный край, где люди приветливы и рады вам. Вот и все, что стоит знать тому, кто хочет отправиться в поездку. Известный режиссёр Эмир Кустурица, который построил на границе трех государств  собственную деревню, воплотив в ней истинный дух сербов, о которых он снял столько фильмов, придумал замечательный лозунг: «Отдыхайте там, где вас любят!». Любят ли русских туристов в Грузии или Прибалтике? Вопрос спорный, зато в Республике Сербской – всем сердцем.

Знание о культуре, обычаях, ценах  

О чем думает турист, прежде чем отправиться в поездку? Во-первых, о том, чем именно он собирается там заниматься. Горные лыжи или купание, обильная еда или велопрогулки, санаторное лечение или рыбалка. В Республике Сербская есть многое из того, что в Евросоюзе давно исчезло, например природа здесь – на «пять звезд», таких чистых рек и лесов нет ни в Италии, ни в Швейцарии, ни где-либо еще. Во-вторых, турист хочет понимать, какие в стране обычаи. Многие боятся ехать в страну с чуждой культурой, например в мусульманские страны, где население может быть враждебно настроено. Нужно информировать о том, что и сербы, и хорваты, и босняки – абсолютно мирный, дружелюбный народ, который станет для туриста культурным проводником и верным другом. В-третьих, турист всегда думает о своем кошельке, а Республика Сербская – самая дешевая из всех стран на Балканах. Цены здесь дешевле, чем в полюбившейся россиянам Грузии, они даже дешевле чем в российской глубинке. Это нужно учитывать при планировании поездки, учитывая, что уровень сервиса в отелях здесь крайне высок, как и изысканность полностью органической и самобытной сербской кухни.

Решив три основных коммуникативных проблемы, Республика Сербская сможет претендовать на то, что бы занять достойное место среди излюбленных мест отдыха россиян. Ее потенциал крайне высок – до 3-4 млн. туристов ежегодно могли бы отдыхать на ее территории. Для этого необходимо организовать несколько коммуникативных площадок, привлечь к работе на них ключевые министерства и ведомства, как России, так и Республики Сербской, представителей турбизнеса.

Директор ЦРРП Илья Гращенков, директор ВЦИОМ Валерий Федоров, директор Фонда прогрессивной политики Олег Бондаренко, заместитель шеф-редактора портала Russia Beyond Вячеслав Чарский

Расширить свой кругозор – полезно и самим россиянам. Ведь туризм является таким видом деятельности, которая различными способами воздействует на общество и оказывает существенное влияние на социальную, культурную и экономическую жизнь. Больше, чем дело привычки или разнородный набор экономической деятельности, туризм стал определяющим фактором жизни миллионов людей. Он является наилучшим средством для осуществления прямых контактов и открытий. Он становится идеальной основой для более тесного единения людей в целях обеспечения мира и взаимопонимания между народами. Как подтверждает практика, региональный туризм оказывает влияние на многие стороны жизни территорий — трудоустройство людей, региональное развитие, образование, окружающую среду, защиту потребителей, здоровье, безопасность, культуру, новые технологии. Туризм считается крупнейшей в мире развивающейся отраслью без признаков снижения темпов роста в 21-ом веке, и вносит основной вклад в индустриализацию сектора нематериальных услуг в экономике. За последнее десятилетие, как считают специалисты нашего Центра развития региональной политики, туризм существенно изменился и будет продолжать изменяться, и развиваться в будущем.

Предполагается, что в дальнейшем будут развиваться следующие тенденции международного туризма:

  1. туризм больше сконцентрируется на особых интересах: гибкость и индивидуальность станут ключевыми технологиями обслуживания;
  2. интенсивность путешествий в последующие годы возрастет;
  3. туристы будут использовать отпускное время более одного раза в год;
  4. количество туристов более пожилого, равно как и более молодого возраста будет неуклонно расти;
  5. все больше будут востребованы такие виды деятельности, которые ориентированы на экологию и культуру.

В этой связи, у Республики Сербской – колоссальные шансы раскрыть свой потенциал, прежде всего, за счет российских туристов. 

Илья Гращенков

Ведь именно русскому человеку так не хватает того тепла, которое дарит сербский народ. В 90-е мы рванули в рынок и потеряли самих себя, обменяв нашу когда-то широкую душу на прибыль и показатели KPI. Можно поехать в Крым, курорты которого скоро станут более роскошными и модными, чем Биарриц или Ницца, можно поехать в Сочи – ныне деловой центр, можно увидеть небоскребы Грозного или покататься на лыжах в Кабардино-Балкарии, но даже внутренний туризм не поможет русским вернуть самих себя. Лишь сидя в сливовых садах недалеко от Бани-Луки, потягивая ракию из чоканя, искрящуюся в лучах заходящего солнца, неспешно беседуя с другом-сербом на языке, который понимаешь, даже не владея им, можешь наконец-то расслабиться и вспомнить, что когда-то давно, мы тоже жили так. Но испытать это особе чувство безмятежности можно только здесь, в горах Республики Сербской, в городках и деревнях, чей лик еще не тронула глобальная цивилизация. В этой связи, путешествия на Балканы тоже можно считать внутренним туризмом, так как путешественник тут направляет внутрь самого себя. А для современного русского человека, который давно забыл о том, кто он такой и зачем живет на свете – этот опыт бесценен. Поэтому никакие препоны не должны помешать отдыхать там, где не только тебя любят, но и ты вновь способен полюбить, прежде всего – саму жизнь.

Баня-Лука–Москва, директор ЦРРП Илья Гращенков, фото — из личного архива автора

Источник