Пчела трутню не чета: насекомые в румынской мифологии

Живя в городе, мы фактически избавлены от общения с миром насекомых. Любопытство осы или внезапная встреча с тараканом обычно вызывает бурную реакцию. Ведь мы привыкли, что фумигаторы и москитные сетки надежно защищают нас от назойливых гостей. Но фольклор любого народа, рождённый «на земле», не мог обойтись без их участия.

Вершину иерархии насекомых занимает пчела. И она имеет на то полное право, поскольку относится к прекосмогоническим существам, которые помогали Богу творить мир. Не вдаваясь в детали этого грандиозного труда, отметим главное: в награду за помощь Бог даровал пчеле чудесное свойство — вбирать и извергать из себя вещество, не оскверняя его. Пчела в буквальном смысле производит мед при помощи своей «слюны», создавая душистое лакомство. Кто еще в мире на такое способен? По другим легендам, пчела делает мед из своей крови, а воск — это её пот. Она так тесно связана с благодатью и процветанием, что её изображение встречается даже в орнаменте румынской вышивки.

4

Божественный статус пчелы имеет языческие корни: в Дакии был распространен культ Дианы Медоносной, покровительницы пчёл. Позднее пчела стала одним из ярчайших символов христианства благодаря своему усердию и слаженной жизни в улье-общине. Кроме того, церковные свечи делают из пчелиного воска, а это значит, что пчела косвенно присутствует при трёх ключевых этапах: рождении, бракосочетании и смерти. Будучи «богоизбранной», она требует к себе должного отношения: пасечник должен быть чистым во всех смыслах этого слова, как жрец, и не держать на сердце зла.

В оппозиции к пчеле находится оса — злобная ядовитая бездельница, которая горазда только жалить. И это объяснимо: в «прошлой» жизни оса была человеком, убившим родную мать. С тех пор она проклята: люди отовсюду гонят её и разрушают её гнезда.

Может возникнуть впечатление, что ценность насекомого определяется его трудолюбием. Оно обманчиво, как подтверждает своим примером паук. По легенде, паук и пчела когда-то были людьми, братом и сестрой. В своё время они ушли на заработки: юноша стал ткачом, а девушка — каменщицей. И когда пришла весть, что их мать при смерти, девушка поспешила вернуться домой, а вот её брат не захотел прерывать работу. Так каждый выбрал свою долю: девушка стала пчелой, которая живёт и работает в кругу семьи, а брат обернулся пауком. Он обречён вечно ткать свою паутину в одиночестве, в укромных местах — и всякий так и норовит испортить его труд. Паучий облик часто принимает дьявол, поэтому убить паука считалось благим делом. Более того: во всех регионах Румынии есть поверье, что за каждого убитого паука Господь прощает человеку грехи.

3

Особую славу в народе снискал сверчок. Он тоже оказывал посильную помощь при сотворении мира — тешил своими песнями Бога и остальных трудящихся (муравья, пчелу, ежа и лягушку). За это Бог благословил его жить в теплом уютном уголке и развлекать окружающих своим стрёкотом. В тех же закутках в доме обычно обитают злые духи, но они не в силах прервать песнь сверчка. Тем самым сверчок превосходит даже петуха — он стрекочет без передышки. Вообще, несмотря на неприметный вид, сверчок тот ещё удалец: будучи человеком, он украл возлюбленную у Императора Александра. Вдогонку за ним бросилось само Солнце. От его жара юноша почернел и ссохся до насекомого, но сохранил прежнее самомнение.

Не менее колоритную судьбу имеет и божья коровка. В прошлом она была красавицей-дочкой императора, и в ходе борьбы за власть её убили родные братья. Но и в новом облике она весьма миловидна. Вкупе с красным цветом надкрылий это привело к тому, что божья коровка стала ассоциироваться с любовными делами. С её помощью можно узнать, откуда явится суженый/ая — для этого букашку сажают на указательный палец и отмечают, в какую сторону она полетит. А среди ласковых обращений к девушке в румынском языке лидирует слово «бубуруза» (божья коровка).

5

Если бубуруза предвещает приятные события, то про её сородичей такого сказать нельзя. Жуки (в том числе и тараканы) вполне способны уничтожить хозяйство: если с ними не бороться, они загубят и посевы, и деревья, и продукты. Даже сейчас не каждый наряд санэпидемстанции может начисто вытравить паразитов. Эта всеобщая напасть объясняет распространение в Румынии культа св. Трифона, покровителя жуков, кузнечиков и гусениц. Его поминали 1 февраля; в этот же день освящали на утренней службе воду, которой священники кропили виноградники, огороды и фруктовые сады, чтобы защитить их от вредителей. Помимо святой воды и молитв, в ход шли заговоры, травы, отпугивающие жуков запахом, и т.д.

Ясно, что к созданию зловредных насекомых приложил руку сам дьявол. Мухи зародились в голове убитого балаура (дракона), поэтому они всегда слетаются на падаль. Блохи — это чёртовы слёзы. Рой комаров возник из табачного дыма, когда дьявол раскуривал свою трубку (не секрет, что он же и изобрёл и табак). Все они связаны с болезнями и бедой. Чего только стоит такое поверье: кого комар укусит в день св. Георгия, тот превратится в стригоя (вампира).

2

К слову о св. Георгии: когда он сражался с адскими полчищами, под ним был его самый резвый конь, что скакал быстрее ветра. В ходе битвы дьяволу удалось заколдовать жеребца: внезапно тот встал да попятился, чем вызвал беспорядок в ангельских войсках. Увидев, что природа коня испорчена, Господь превратил его в стрекозу. С тех пор стрекоза носится, как ветер. Так её и зовут: «конь св. Георгия», или «чёртов конь».

Неоднозначное мнение сложилось о светлячках. По легенде, один из бесов пытался пробраться обратно в Рай, но апостол Пётр скинул его вниз. Упав с девятого неба, бес расшибся на искры, из которых возникли светляки. Ночами их видно в опасных местах: на опушках, распутьях, по краям дорог. По другой версии, Бог подарил светлячка апостолу Петру, чтобы тот мог по ночам искать украденных коней. Природа светлячка загадочна, что видно по его названиям: «око райского змея», «птенец дьявола», «искра от бича апостола Петра» и «Божий огонёк». Но лучше всё-таки держаться от них подальше.

1

А вот с бабочками нужно смотреть по ситуации. Бабочка — универсальный символ души, но ведь и души бывают разными. Небольшие разноцветные бабочки воспринимались как чистые, невинные души детей. Бабочки вида бражник («мёртвая голова») — это души ведьм и живых стригоев (когда такой человек спит, его душа вылетает изо рта в виде темной бабочки и проникает в чужие дома, пьёт кровь, приносит болезни). Таких бабочек убивали по всем правилам обезвреживания: вырывали крылья, протыкали, сжигали. Отголоски этих поверий хранит в себе слово стригойяши («вампирчики») — это ночные мотыльки, которые обычно вьются вокруг лампы.

Подводя итоги, можно заметить, что, согласно румынским поверьям, большинство насекомых в прошлой жизни было людьми. Их нынешний статус и даже внешний вид определён былыми поступками, которые вполне отвечают христианским понятиям о добре и зле. А в зависимости от их пользы/вреда они могут считаться то «богоизбранными», то порождением дьявола. Такие апокрифические мотивы вообще типичны для румынской мифологии. Эту особенность нужно учитывать, даже когда речь идёт о самых крошечных созданиях.

Фото: Freepik.com

© 2018-2024 Балканист. Все что нужно знать о Балканах.

Наверх