В кругу тех, кто следит за развитием русско-сербских отношений, уже не первый год обсуждается необходимость усиления информационного сотрудничества между нашими  странами. И если в виртуальном пространстве наладить работу ряда ресурсов удалось, то в отношении телевидения застой отмечается уже долгие годы. Даже несмотря на то, что интернет повсеместно трансформирует вчерашних телезрителей в юзеров, в ряде регионов телевидение сдает позиции неохотно: так, например, происходит в Сербии. Понимая это, крупнейшие геополитические игроки уже обозначили свое присутствие в местном эфире. Запад запустил на Балканах проект N1, вещающий из Белграда, Загреба и Сараево (Подробнее: По ком голосит «первая ТВ-кнопка» на Балканах). У арабо-мусульманского Востока есть Аль-Джазира. А у России своего канала так и не появилось.

Между тем шаг навстречу укреплению русско-сербского телевизионного сотрудничества сделала Сербия. Группа каналов Arena Channels Group инициировала долгосрочный проект, посвященный знакомству сербского зрителя с Россией, ее историей, культурой, туристическими направлениями и природными красотами. 

Генеральный директор компании Небойша Жугич в своем интервью для портала «Балканист» рассказал о целях нового проекта, первых реализованных шагах и его планах на будущее.

Сразу стоит отметить, что телерадиовещательная компания ACG, или просто «Арена», находится в собственности у «Телеком Сербия» — одной из крупнейших и наиболее успешных государственных компаний Сербии, которая ведет трансляции во всех странах бывшей Югославии. По данным Небойши Жугича, на данный момент аудитория каналов «Арены» составляет более 6,5 миллионов, при этом число зрителей постоянно растет.

Спортивные каналы являются визитной карточкой «Арены», и в этой сфере, пожалуй, у нее нет более известных и популярных конкурентов. А в такой спортивной стране, как Сербия, это автоматически гарантирует значительную зрительскую аудиторию, авторитет и узнаваемость.

«Наши каналы являются синонимом ”премиум-спорта”», — говорит Жугич. 

По его словам, в последние два года (сколько его команда возглавляет «Арену») на медиарынке формируется новый подход к борьбе за доверие зрителей. Рецептом успеха в случае, когда мы говорим о спорте, является приобретение прав на трансляцию самых популярных соревнований, ставка на обновление и самостоятельное производство программ, где ведущая роль отводится компетентности, аналитике и упору на интересные факты, а также «марафонские» передачи из студии в прямом эфире («марафонские» они потому, что порой длятся более 8 часов и включают мультитрансляции из региона и всего мира, утверждает медиаменеджер). 

Впрочем, в «Арене» понимают, что на одном спорте далеко не уедешь. За последние два года к пяти спортивным прибавились два киноканала, а также туристический, сельскохозяйственный, игровой и два музыкальных. И на этом руководство ACG решило не останавливаться и начало развивать «русское» направление через свой относительно новый канал Balkan Trip. Изначально он создавался по образцу других туристических каналов, но призван рассказать о красотах Сербии и региона. Впоследствии родилась идея познакомить зрителей и с туристическими направлениями России. 

Balkan Trip — самый молодой продукт в линейке «Арены», однако он быстро завоевал доверие зрителей, и популярность его продолжает расти. По словам директора ACG, этого удалось добиться благодаря тщательному отбору контента и скрупулезной подготовке передач. Сетка вещания формируется на основе подробного анализа рейтингов и учета пожеланий зрителей.

«Инвестиции в новые проекты и новое оборудование открывают широкие возможности для повышения качества программ. Я уверен, что в будущем все наши каналы достигнут тех же успехов, что и спортивные», — говорит Жугич.

По его словам, компания задалась целью сделать Россию как можно ближе зрителям и в Сербии, и во всем регионе. Исполнить этот замысел телевизионщики собираются как раз с помощью канала Balkan Trip — демонстрируя документальные и художественные фильмы и сериалы, передачи о культуре, истории, природных красотах, туристических местах России, а также транслируя спортивные события.

«Культура и история, традиции и кухня, искусство и, конечно же, спорт — лучший способ объединения и сближения народов. Поэтому цель нашего проекта — красивым и интересным языком рассказать людям, уставшим от повседневных проблем, насколько неразрывна связь между нашими нами и сколько у нас общего, а также показать, что мы не смеем забывать наследие, оставленное нам предками», – считает Небойша Жугич.

Замысел ACG нашел отклик и у официальных структур. В числе первых на предложение канала откликнулось российское посольство в Белграде. А в сентябре «Арена» и Российский центр науки и культуры в Сербии (Русский дом в Белграде) заключили договор о сотрудничестве. 

«В соответствии с нашим желанием приблизить Россию к нашим зрителям, мы обратились за помощью в Посольство Российской Федерации и в Русский Дом в Белграде. В короткие сроки, — как это всегда бывает с искренними друзьями, — была заложена прочная основа для сотрудничества, и наш проект зажил», — говорит директор «Арены».

srb.rs.gov.ru

Кроме того, компания наладила сотрудничество с Филиппом Кудряшовым и его продюсерской компанией «Вифсаида», а также с Алексеем Егорычевым из продюсерской компании «Созвездие кино». 

На канале Balkan Trip уже показали фильм «Бессмертный полк – всемирное движение», ленту «Противно должности своей и присяге не поступать» об известном российском архитекторе Николае Краснове, картину о полковнике Николае Раевском, ушедшим добровольцем на сербско-турецкую войну, а также документальные фильмы о Волге, Крыме и курортах Краснодарского края из цикла передач «Россия. Гений места».

«Помимо ”Бессмертного полка” и фильма про Николая Краснова, с большим успехом мы показали картину о полковнике Николае Раевском. Мы также подготовили феноменальную серию из 12 фильмов ”Гений места”, которая привнесет нечто совершенно новое и по-особенному покажет Российскую Федерацию нашему зрителю. Конечно, это не все, а лишь малая часть того, что мы собираемся показать на нашем телевидении», — подчеркивает Небойша Жугич.

Идея нового сербского проекта строится на твердой вере в неразрывную связь и искренние дружеские отношения между народами Сербии и России. 

«Славное общее прошлое двух наших героических народов, братские отношения, огромная поддержка, которую в рамках международных организаций Российская Федерация оказывает Сербии в ее внешнеполитической борьбе за сохранение интересов и достоинства своего государства и народа, дружеские, полные взаимоуважения и понимания отношения между нашими президентами Владимиром Путиным и Александром Вучичем — все это вдохновило руководство нашей компании на реализацию проекта по презентации истории, культуры, туристических мест и природных красот Российской Федерации», — говорит Небойша Жугич.  

В ACG убеждены в том, что отношения между Сербией и Россией движутся по восходящей, и возможности для расширения сотрудничества в медийной сфере представятся в самом обозримом будущем. Во многом они будут обусловлены тем, что канал делает ставку на молодежную аудиторию, которой далеко не всегда уделяли должное внимание инициаторы российско-сербских проектов, прекративших, к сожалению, свое существование. В «Арене» утверждают, что учли их ошибки. Несмотря на то, программы пакета каналов ACG разрабатываются так, чтобы вызывать интерес у всех возрастных групп, особый фокус делается на молодое поколение.

«Очень важно объяснить молодым людям, насколько важно получать знания об истории и культуре, обычаях и традициях наших народов, и насколько важно, чтобы история не была забыта, если мы хотим строить надежное будущее. Я подчеркиваю, что одной из приоритетных задач всех наших проектов является именно обращение к молодым людям и будущим поколениям. То, что мы делаем сейчас, должно иметь отклик в перспективе. В противном случае все прилагаемые нами усилия будут напрасны», — заключает Небойша Жугич.