Now Reading
Натоцентричное «разграничение» Косово угрожает стабильности Балкан и Европы

Натоцентричное «разграничение» Косово угрожает стабильности Балкан и Европы

Данным материалом редакция Балканиста открывает разговор о будущем края Косово в преддверии 20-летия агрессии блока НАТО против Югославии.
Мы будем рады услышать разные точки зрения по данному поводу.
Пишите по адресу 
info@balkanist.ru


Натоцентричное «разграничение» Косово угрожает стабильности Балкан и Европы

«Русские шпионы – любимая сербская тема. Как Тито ликвидировал генералов – русских шпионов.»  Под такими заголовками на страницах лояльного сербским властям таблоида Экспресс появилась публикация, связанная с событиями 1948 года.  И одновременно на соседних полосах печатаются пропагандистские материалы, направленные на вступление в Сербии в НАТО.  Что это, случайное совпадение или зловещее предзнаменование? Чтобы понять логику борьбы, которая ведется за умы сербских граждан, следует внимательно проанализировать события второй половины февраля.

19 февраля с.г. глава сербского МИДа и первый вице-премьер Ивица Дачич  заявил о том что «разграничение является официальным предложением Сербии по решению косовского вопроса в диалоге с албанской стороной»(1).  При этом, по словам Дачича,  президент России Владимир Путин ещё пять лет назад якобы согласился с этой идеей (1.1)  Заявление Дачича вызвало резкую критику со стороны Министра Ненада Поповича, который сказал, что « никакой другой политики, кроме достижения компромисса в рамках Конституции Сербии и Резолюции 1244, правительство никогда не устанавливало » (2). Парламентское движение Двери, возглавляемое Бошко Обрадовичем потребовало, чтобы «прокуратура отреагировала на заявления министра иностранных дел Сербии Ивицы Дачича о демаркации»,  которое является  антиконституционным призывом к нарушению территориальной целостности страны (3).

Тем временем еженедельные гражданские протесты, возглавляемые сербской оппозицией, охватили практически всю Сербию, включая районы Косово и Метохии, где проживает сербское население. Наряду с выражением недовольства внутренней политикой сербских властей, тема Косово и Метохии все настойчивее звучит со стороны демонстрантов.

Помимо Сербии, гражданские протесты охватили также Черногорию и  Албанию, чем вызвали реакцию официального представителя Еврокомиссии Маи Коциянчич. Еврочиновница обеспокоена перспективами «балканской весны», как пролога нового кризиса Евросоюза и призвала, в частности, албанскую оппозицию к прекращению бойкота парламента и решению спорных вопросов путём парламентских дебатов (4).  

Однако уже нет сомнений в том, что народные выступления в Сербии, Черногории и Албании являются гражданской реакцией на последствия натоцентричной политики Запада на Балканах.  При прямом участии  США, НАТО и Евросоюза в ряде стран региона установились марионеточные диктаторские режимы, лидеры которых буквально погрязли в криминале, коррупции и наркоторговле, а в некоторых случаях имеют за собой шлейф военных преступлений. В угоду натовских планов происходит девальвация, а порой и откровенное попрание основ демократии, парламентаризма, верховенства закона, избирательного права и свободы слова.    Точную оценку данной ситуации озвучил в своём выступлении 20 февраля  глава российского МИДа С.В.Лавров «Запад проводит бесцеремонную линию на «засасывание» этого региона в НАТО, не считаясь ни с волей народов соответствующих стран, ни с уроками истории, ни с элементарными дипломатическими приличиями.»(5)

Четыре фактора против «разграничения».

Существует как минимум четыре фактора, которые противостоят стремлению отдельных влиятельных сил любой ценой реализовать в одностороннем порядке так называемое «разграничение»  между Белградом и Приштиной.

Фактор первый – опасность сербского национального бунта.

Напряженное гражданское противостояние внутри Сербии в случае подписания сербскими властями любых документов с косовскими албанцами грозит перерасти в национальный бунт. При этом военно-полицейские меры по подавлению протестующих только обострят и без того взрывоопасную социально-политическую ситуацию.

 Фактор второй – отсутствие международного консенсуса. Москва и Пекин против односторонних натоцентричных  решений.

Заседание Совбеза ООН состоявшееся 7 февраля сего года отчётливо показало отсутствие международного консенсуса по косовскому вопросу и диаметрально противоположные позиции сторон. С российской стороны постоянный представитель В.А.Небензя выступил за достижение Белградом и Приштиной жизнеспособного,  взаимоприемлемого и устойчивого решения на основе резолюции СБ ООН 1244. «Данное решение должно быть справедливым, соответствовать международному праву и получить одобрение Совета Безопасности ООН»,- заявил российский дипломат (6). Иными словами, позиция Москвы предельно четкая и понятная: до тех пор, пока по Косово не будет принято нового решения Совбеза ООН, должен действовать статус-кво, установленный Резолюцией 1244.

Фактор третий – межклановая борьба внутри т.н. Косово.

Внутри т.н. Косово по вопросу «разграничения» идёт  жёсткая борьба между кланами Р.Харадиная и Х.Тачи.  Косовский «премьер» категорически против любого «разграничения», предлагаемого «президентом».  Очевидно, что  Харадинай не хочет рисковать тем, что было захвачено в 1999 году в ходе агрессии НАТО в угоду реализации  великоалбанского проекта с опасными и неясными перспективами для самих же  его участников.

Фактор четвертый – позиция Германии.

  «Разграничение» может спровоцировать ряд новых межэтнических конфликтов на всём балканском пространстве. Чтобы определить его возможные очаги достаточно внимательно посмотреть карту проживания албанского населения в Сербии (Прешево, Буяновац и Медведжа), Македонии, Черногории и в Греции.

Следует также учитывать управляемые извне националистические настроения бошняков в Сербии (Санджак) и Боснии. Если разрастание межэтнических конфликтов на Балканах играет на руку интересам военного присутствия США и НАТО в регионе, то для самого Евросоюза такой сценарий может вызвать начало  его собственного распада. Следует помнить, что драма распада  СССР началась с межэтнических столкновений на Кавказе, в Прибалтике и в Средней Азии.   Эти угрозы хорошо понимают в Германии, поэтому Берлин занимает твёрдую позицию по недопущению пересмотра границ, в которых часть международного сообщества признало самопровозглашенное Косово. 

С учетом этих факторов любые угрозы и даже вооруженные провокации со стороны косовских албанцев по отношению к Сербии не представляют для неё стратегической угрозы, так как глобальный баланс сил сейчас уже складывается в пользу сохранения ситуации статус-кво.  Задача ближайших  нескольких месяцев состоит в том, чтобы не дать внешним игрокам разрушить сформировавшийся на сегодня баланс сил на Балканах, чреватый непредсказуемым обострением ситуации в регионе и вывести урегулирование конфликта в долгосрочную конструктивную  перспективу с учетом изменений после майских выборов в Европарламент.

Берлин, Москва, Пекин посылают сербскому правительству сигналы, чтобы Сербия не допустила навязываемого ей извне «разграничения». Это обусловлено пониманием того, что политическая реакция и угрозы нового этнического конфликта на Балканах, как последствия подобного рода односторонних решений сегодня могут поставить под сомнение  не только перспективы Евросоюза, но и будущую континентальную европейскую повестку.

Сcылки и публикации:

(1)http://rs.n1info.com/Vesti/a461593/Dacic-Razgranicenje-zvanicni-predlog-Beograda-za-resenje-kosovskog-pitanja.html

http://rs.n1info.com/Vesti/a462497/Dacic-Putin-nije-protiv-ideje-o-razgranicenju.html

(2),(3) https://www.telegraf.rs/vesti/politika/3035277-obradovic-i-popovic-protiv-ideje-razgranicenja-porucili-da-nije-u-skladu-sa-ustavom-srbije-dacic-im-odgovara-da-ne-treba-siriti-lazne-slike

(4) https://europeanwesternbalkans.rs/kocijancic-nema-balkanskog-proleca/

(5)http://www.mid.ru/web/guest/meropriyatiya_s_uchastiem_ministra/-/asset_publisher/xK1BhB2bUjd3/content/id/3533376

(6) http://russiaun.ru/ru/news/kosovo070219

iaccenters.com