Виртуальное путешествие «Балканиста» по Югославии на этот раз переносит нас в центр боснийской столицы — Сараево, с его медными мастерскими, продукция которых сегодня является одной из визитных карточек улицы Башчаршия, исторического центра города.
В книге «Югославия» о достопримечательностях этой разнообразной страны, изданной в 1980-ых годах, мы встречаем такую заметку:
Медных дел мастера
Более четырёх столетий существует на территории бывшей Югославии медное ремесло. Постепенно оно угасает, но кое-где ещё напоминает о себе дробным постукиванием молоточков по меди. Мощные эснафы (цехи) Сараево и Скопье занимали когда-то целые кварталы.
Узкая улица в старой сараевской чаршии, дома которой, стоящие напротив, соприкасаются крышами, носит название Казанджилук, что означает в переводе место, где работают и живут ремесленники, делающие казаны, — медных дел мастера. Отовсюду здесь доносится стук молотка по металлу. Он напоминает, что жизнь в мастерских продолжается, а продолжается она ни много ни мало пятый век… В этом мирном перестуке слышится призыв вернуться к тем, кто, покинув отцовские мастерские, обрёк это древнее ремесло на забвение.
В сердце квартала, знаменитой Башчаршии, которая вся некогда была огромным базаром, по-восточному ярким и оживлённым, Казанджилук — единственная улица, сохранившая не только свое название, но и ремесло, давшее ей имя. Правда, это далеко не прежний могущественный эснаф, для которого улица была тесна. Многие подобные улицы постигла иная участь. Они просто исчезли в водовороте времени.
Когда-то в сараевской чаршии знали 67 ремёсел. Каждый живший здесь юноша на глазах собратьев по цеху постепенно поднимался по ступенькам мастерства и совершенства.
Казанджилук — одна из старейших улиц древней сараевской чаршии, а это значит, что медное ремесло было одним из первых, привнесённых сюда турками.
Ремесленники назывались «казанщиками», потому что вначале делали казаны и котлы для армии. Однако со временем они стали изготавливать и множество другой посуды и всевозможной домашней утвари — медные тазы, джезвы (турки) для варки кофе, куфшины, противни…
Всю работу от начала до конца мастер когда-то делал сам. Плавил медную руду в специальных печах «калханах», придавал медному листу нужную форму, покрывал посуду оловом (лудил), полировал, гравировал или чеканил узоры, создавая в итоге произведения искусства, отличающиеся изяществом формы и изысканным орнаментом.
До сих пор технология производства изделий из медного листа ничуть не изменилась. По-прежнему всё в руках мастера, действующего точно и умело. Ключевым при этом остаётся два момента: когда лист приобретает нужную форму, и когда изделия украшают после лужения. Хорошие мастера всегда были в почёте. В Сараево и Скопье они селились в своих кварталах. Славились своим искусством и медники Фочи, Мостара и македонского Прилепа.