Now Reading
Медиаприсутствие России на Балканах: от «Голоса России» до «Бессмертного полка»

Медиаприсутствие России на Балканах: от «Голоса России» до «Бессмертного полка»

Как российская журналистика работала с балканской аудиторией, почему некоторые медийные стратегии себя исчерпали и что приходит на смену традиционным СМИ, рассказали эксперты круглого стола «СМИ как инструмент формирования общественного мнения и изменения общественных мировоззрений на Балканах», организованного в рамках международной конференции «Балканский диалог–2019».

Об истории одного из первых российских СМИ на Балканах рассказал Петр Искендеров, старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, который в течение 15 лет (начиная со второй половины 1990-х годов) работал на радиостанции «Голос России» в редакции вещания на страны Центральной и Юго-Восточной Европы.

Радио работало ежедневно; в период трагических событий 1999 года передачи выходили дважды в день. Вещание велось на албанском, сербском, болгарском, греческом, румынском и венгерском языках, а также на языках народов Центральной Европы – польском, чешском и словацком. Журналисты редакции готовили эксклюзивные материалы.

По словам Петра Искендерова, во второй половине 1990-х годов передачи «Голоса России», выходящие в Югославии и Болгарии, преследовали конкретную задачу: не допустить вступления стран Центральной и Юго-Восточной Европы в НАТО. Ввиду этого СМИ работало на две целевые аудитории. Во-первых, оно обращалось к тому поколению, которое знает и помнит позитивный опыт взаимодействия СССР со странами региона (в том числе – к ветеранам Второй мировой войны). Во-вторых, радио работало с представителями молодого поколения, которые придерживались идеологии антиглобализма.

«”Голос России” откликался на все события, которые волновали граждан балканских стран, начиная от социально-экономических проблем и военных учений и заканчивая военной кампанией НАТО в 1999 году. Чего стоил только один эпизод попадания ракеты на территорию Болгарии – сопровождение этого случая было призвано показать ту опасность, которую несет акция НАТО, и ошибочность ее безоговорочной поддержки со стороны Болгарии и других государств», – рассказал Искендеров.

Он отметил, что радио занималось не только политическим вещанием, но и создавало программы, посвященные исторической, культурной, научной, гуманитарной тематикам, а также транслировало музыкальные передачи, ориентированные на молодежную аудиторию.

«Правда, в результате работа ни на одну, ни на другую аудиторию не помогли достичь стратегической цели укрепления России на Балканах. Она даже не позволила удержать позиции России, которые у нее были в 80-е и в первой половине 90-х годов. К концу ХХ века стало ясно, что эта стратегия себя исчерпала, – считает эксперт. – Ни апелляция к историческим корням российско-болгарской, российско-греческой или российско-сербской дружбы, ни попытки подыгрывать евроскептическим настроениям успеха не принесли». Тем не менее в течение 2000-х годов «Голос России» продолжал оставаться единственным российским СМИ, производящем контент на языках жителей региона.

2009 год вывел информационное присутствие российских СМИ на Балканах на новый уровень: в Болгарии был запущен проект «Российской газеты» Russia Beyond the Headlines, который в сотрудничестве с газетой «Дума» начал выпускать печатное приложение (ежедневно выходила одна полоса, 2 раза в месяц – 8 полос). Вкладка обычно содержала перевод лучших материалов проекта Russia Beyond the Headlines и «Российской газеты».

В 2012 году был дан старт аналогичному сотрудничеству с сербским ежедневным изданием «Политика», которое продолжалось до конца 2014 года (ежемесячное печатное приложение на 8 полосах). С 2015 года новым сербским партнером Russia Beyond the Headlines стал еженедельный журнал Nedeljnik (приложение на 16 полосах, с 2018 года – на 8 полосах). В Хорватии российский проект сотрудничал с популярной газетой Večernji List (6 печатных приложений в 2015 году).

С начала 2010-х годов для работы с интернет-аудиторией разных стран Russia Beyond the Headlines запускает региональные версии портала rbth.com. В 2012 году в Балканском регионе у проекта появился сайт на греческом языке (существовал до конца 2015 года), затем на сербском, македонском и хорватском, в 2015 году – на болгарском, в 2016 году – на словенском.

После ребрендинга 2017 года руководство проектом осуществляет АНО «ТВ-Новости». Сегодня он известен под названием Russia Beyond и сосредоточен на таких темах, как культура, образование, наука и технологии, туризм, lifestyle и жизнь в России.

В 2015 году на Балканах появляется новый интернет-проект «Спутник», принадлежащий федеральному МИА «Россия сегодня», который на Балканах представлен на греческом и сербском языках.

К частным медийным инициативам в регионе относится информационное агентство NewsFront с главным офисом в Крыму, работающее, в том числе, на болгарском и сербском языках. Сербская редакция, по словам ее руководителя Оксаны Сазоновой, является сильнейшей среди иностранных редакций NewsFront. В 2011-2012 году в Сербии предпринималась попытка выпуска глянцевого журнала Rusija Danas, которая не получила долгосрочного развития. Еще одним «пробным» проектом стала инициатива газеты «Аргументы и факты» в сотрудничестве с сербским журналом «Печат». В целом, для запуска частного СМИ на Балканах российским медиаменеджерам необходимо разработать грамотную бизнес-модель и стратегию работы с местной аудиторией, отмечают эксперты.

К одному из ключевых событий в области развития медиаприсутствия России на Балканах относится появление в Сербии медиацентра «Руски експрес». Как отмечает политический обозреватель «Первого канала» Евгений Баранов, проект был задуман для производства качественного контента для российских каналов: балканских корпус собственных корреспондентов российских СМИ невелик, позволить его себе могут лишь крупнейшие государственные информационные агентства.

Со временем «Руски експрес» перешел от отработки инфоповодов к их созданию. Сегодня медиацентр успешно занимается организацией культурных и массовых событий, став одним из ключевых акторов «мягкой силы» России на Балканах. «Нам удалось привезти в Белград первую громкую премьеру [фильм Никиты Михалкова “Солнечный удар” в 2014 году], с чего началась история масштабного возвращения русского кино на эти просторы. Промежуточным ее итогом стала работа сербского актера Милоша Биковича с русскими кинематографистами, в частности – над фильмом “Балканский рубеж”,  вызвавшим столь острую реакцию наших западных “партнеров”. Как выяснилось, даже такая “ерунда”, как двухчасовой фильм может аукнуться [на Западе] так, что мало не покажется», – говорит Евгений Баранов.

В том числе за счет появления на Балканах таких фигур, как Никита Михалков, стал расширяться и круг людей, заинтересованных в работе на Балканах. Следствием работы медиацентра также стала реализация масштабного проекта «Бессмертный полк» и принесение Благодатного огня в Сербию, объединившее 60 тыс человек и сделавшее Белград православной столицей  Балканского региона.

«Идея “Бессмертного полка” появилась впервые четыре года назад. В этом году было официально заявлено, что “Бессмертный полк” станет ежегодным официальным государственным мероприятием в рамках празднования Дня победы 9 мая, что для региона нетипично: здесь этот праздник отмечали 8 мая. В этом году (и в последующие) как в Белграде, так и в десяти крупнейших городах Сербии “Бессмертный полк” будет идти как самостоятельное государственное мероприятие, совмещенное с салютом и военным парадом», – рассказал Евгений Баранов. 

Еще одной инициативой, реализованной благодаря «Рускому експресу», стало появление балканского представительства «Русской гуманитарной миссии», учрежденной депутатом Государственной Думы Евгением Примаковым. За три года существования оно стало отдельным направлением деятельности РГМ. 

Впрочем, несмотря на активность отдельных российских медиапроектов на Балканах, эксперты отмечают, что нерешенным остается ряд глобальных задач, таких, например, как формулирование четкой стратегии российского медиаприсутствия в регионе.

«Прежде всего, нужно ответить на вопрос, а что Россия может дать балканским народам в сегодняшних условиях? Чем она может быть интересна, помимо исторических традиций, гастролей и поддержки СБ ООН?», – говорит Петр Искендеров. По его мнению, среди жителей Балкан нет четкого понимания ответа на этот вопрос.

Евгений Баранов отмечает, что из-за отсутствия четкой государственной позиции и заявленной логики по отношению к происходящим на Балканах событиям, возникает определенная лакуна, которую сегодня заполняют лоббисты «с обеих сторон». «Лоббизм – это нормально, если помимо него существует межгосударственный мейнстрим. Сейчас в области информирования общественности развивается другая линия: при отсутствии внимания каналов и информагенств к происходящим в Сербии событиям мы сталкиваемся с тем, что в Москву транслируется разнонаправленная предвзятая информация – причем, как с одной, так и с другой стороны политического сегмента Сербии», – говорит эксперт, добавляя, что в балканской стране крайне чувствительно относятся к тому, что говорят в Москве.

«Когда вдруг возникает спонтанный интерес крупных российских каналов и изданий к тому, что творится на Балканах, первое, что попадается на глаза редакторам, которые готовят материалы и съемочные группы, – это набор информационного хлама, который оказывается в прямых эфирах российских СМИ, а потом вызывает либо бурю эмоций, либо шквал негодования в Белграде. Это очень опасная тенденция», – комментирует журналист.  «Если уж призывать СМИ, то к тому, чтобы они более бдительно и внимательно относились к тому, что выпускается в эфир, – считает Евгений Баранов. –  С другой стороны, нет худа без добра: надо отметить, что в последние годы интерес к происходящему на Балканах стал расти. Остается только рассчитывать на то, что и подача информации будет более грамотной».