Мария Йованович: сербская жена Кузьмы Петрова-Водкина

Великий русский художник Кузьма Петров-Водкин — один из самых известных представителей нашей живописи первой половины XX века. Публике хорошо знакомы многие его картины — «Купание красного коня» (1912 год), «На линии огня» (1916), «Смерть комиссара» (1927-1928). Эти работы выставлены в лучших российских музеях. На счету Кузьмы Сергеевича есть ещё несколько десятков картин, написанных в самых разных стилях (академизм, модерн, стилизация и даже элементы эротизма). Менее известен тот факт, что Петров-Водкин принимал участие в росписи нескольких российских храмов.

И уж тем более российские любители искусства знают о том, что жену Кузьмы Петрова-Водкина звали Мария Фёдоровна. А от рождения она была Мария Йованович, дочь серба и бельгийки-валлонки.

1 1

Как вспоминала позднее сама Мария Фёдоровна, она родилась во Франции в феврале 1885 года. Её отец, которого звали Теодор или Тодор, в возрасте 15 лет приехал из Сербии во Францию на учёбу. Есть легенда, что он якобы был незаконным сыном сербского князя Михаила Обреновича, но это очень мало похоже на правду. Во Франции Йованович стал инженером, остался там жить, получил гражданство этой страны и женился на девице Жозефине, которая тоже переехала во Францию — из соседней Бельгии. Примерно в 1893 году инженер Йованович умер от воспаления головного мозга. Жозефина осталась вдовой с четырьмя детьми.

С 10 до 17 лет Мария воспитывалась в монастыре возле городка Со, что к югу от Парижа. Монастырь стоял на берегах реки Бьевр, вокруг обители был разбит парк с кипарисами, дубами, тополями и платанами. Воспитанницы монастыря делились на две группы — из семей побогаче и победнее. Мария была во второй группе, но, несмотря на скромность достатка матери, всё-таки часто ездила домой, так как путь был близкий. А вот девушки из бедных семей, жившие далеко от дома, не могли себе позволить часто навещать родных.

Несмотря на семь лет, проведённых в монастыре, Мария осталась в целом равнодушной к католической религии. Без энтузиазма восприняла она и желание матери отправить её учиться на акушерку. Марии не нравились анатомические занятия и вскрытие трупов, поэтому на втором году обучения она ушла из школы.

На наследство, оставшееся от покойного Йовановича, Жозефина приобрела виллу в городке Фонтене-о-Роз — вблизи Со и тоже рядом с Парижем. Там вдова оборудовала хороший пансион, где можно было принимать туристов. Вокруг дома был разбит красивый сад, за которым ухаживали Жозефина и её дети. Вилла стояла на возвышенности, с которой открывался вид на Париж.

3 1

Весной или летом 1906 года в пансион Жозефины Йованович приехал молодой русский художник Кузьма Петров-Водкин, уроженец приволжского Хвалынска. В России он был уже достаточно известным художником, но решил продолжить обучение живописи в мировой столице искусства. Судьба привела Петрова-Водкина в Фонтене-о-Роз, где он остановился вместе с другим русским путешественником, постарше возрастом. Этот русский турист свободно говорил по-французски и иногда выступал переводчиком для Петрова-Водкина, который пока плохо владел этим языком.

Кузьме было неполных 28 лет, Марии — 21. Юная брюнетка понравилась русскому художнику, он стал называть её Мара (с ударением на второй слог), попросил девушку попозировать для написания портрета, а чуть позже признался ей в чувствах и предложил стать его женой. Мария, услышав предложение, сначала засмущалась и убежала. Вскоре Петров-Водкин попросил у Жозефины руки дочери. Вдове понравился обходительный и спокойный русский художник, и она согласилась выдать за него дочь. Согласна была и сама Мара.

2 1

Сначала молодые поженились по гражданскому обряду. Вскоре Кузьма Сергеевич уехал в длительное путешествие по Французской Северной Африке (оттуда он почти ежедневно писал письма жене), затем вернулся в Париж, откуда уже вместе с Марией поехал в Россию (примерно в конце 1908 года). Почти сразу по возвращении на родину у Петрова-Водкина состоялась первая персональная выставка. В августе 1910 года Кузьма и Мария венчались в Хвалынске, скрепив гражданский брак церковным. Видимо, тогда жена художника и стала официально Марией Фёдоровной. В последующие годы Петров-Водкин написал ещё не один портрет своей супруги.

4 1

«И жили они долго и счастливо…» Да. В данном случае получилось именно так. В жизни Петрова-Водкина и его сербско-французской жены бывало потом всякое — Первая мировая, Гражданская война, голод и разруха, болезни. Несмотря на известность художника ещё при «старом режиме» и явно выраженную религиозную окраску многих его картин, Петров-Водкин очень быстро и даже с энтузиазмом нашёл себя и при советской власти. От символизма и модерна он постепенно перешёл к реализму. Кузьма Сергеевич объездил европейскую и азиатскую части России (а затем — СССР). Художник со своей женой жил в Ленинграде, но регулярно приезжал в Хвалынск до 1932 года.

Единственное, что долгое время огорчало Петровых-Водкиных, — у них не было детей. Но, наконец, в октябре 1922 года Мария Фёдоровна родила дочь Елену, которая стала для пары единственным ребёнком. И прежде, и после этого Кузьма Сергеевич часто писал портреты детей — как своей растущей дочери, так и других ребятишек, а также матерей с младенцами. Правда, спустя несколько месяцев у Петрова-Водкина родилась ещё одна дочь — но уже не от жены, а от её подруги Наталии Калвайч, уроженки польских земель Российской империи. К тому же поздняя беременность плохо сказалась на здоровье Марии, ей потом пришлось долго лечиться. Несмотря на всё это, Мара простила мужу адюльтер, тем более что Наталия с дочерью вскоре уехала в Польшу, где и осталась жить. А Петровы-Водкины с июля 1924 года по август 1925-го снова жили во Франции: Мария Фёдоровна лечила ноги, а Кузьма Сергеевич плодотворно занимался живописью.

Кузьма Петров-Водкин скончался в феврале 1939 года в Ленинграде от туберкулёза. Марии же была отмерена более долгая жизнь. Все оставшиеся годы вдова художника посвятила себя заботе о дочери и сохранению наследия супруга. Она пережила Великую Отечественную войну — из Ленинграда Мария с дочерью эвакуировалась в Хвалынск, где жила в его родительском доме. Затем, в 1957 году, она написала воспоминания о Кузьме Петрове-Водкине, озаглавив их: «Мой великий русский муж». Воспоминания были написаны по-французски — Мара так и не выучила на должном уровне русский язык. Скончалась Мария Фёдоровна в 1960 году. Елена Кузьминична Петрова-Водкина вышла замуж, стала Дунаевой и родила трёх дочерей. Она умерла в 2008 году в Санкт-Петербурге.

Сербская и французская часть истории Кузьмы Петрова-Водкина и Марии пока ещё не до конца закончена. Так и остаётся непонятным, откуда был родом Теодор/Тодор Йованович, где именно он учился во Франции, почему решил остаться там жить. В Сербии эта история вообще не известна, а значит, ещё ждёт своих новых исследователей.

Фото из книги «Мой великий русский муж» Марии Йованович

Обложка: «Купание красного коня», 1912. Третьяковская галерея. Общественное достояние

© 2018-2024 Балканист. Все что нужно знать о Балканах.

Наверх