Куда поедет белградский автовокзал?

На фото: новость об открытии автовокзала БАС в марте 1966 года

В начале 2024 года белградский автобусный вокзал должен сменить место своего расположения: вместо уже всем привычной локации на площади Савски Трг он переедет на левый берег Савы, в Блок 42, где образует крупный транспортный узел вместе с железнодорожной станцией Нови-Београд и многочисленными маршрутами городского транспорта. В свою очередь, окончательно исчезнет бывший транспортный центр на правом берегу Савы: железнодорожный вокзал «Белград-Главный» был закрыт ещё летом 2018 года, а теперь пришёл черёд и автовокзала. Значительная часть бывшей территории обоих вокзалов, очевидно, будет застроена объектами района «Београд-на-води».

Ранее в блоке 42 находился «Бувляк» — известный во всей Сербии блошиный рынок, рядом с которым располагался ещё и крупный открытый промтоварный рынок. Бувляк недавно был перемещён в район Миляковац на южной окраине Белграда.

4 6
Автобусная станция «Ласты» на площади Савски Трг в 1949 году

Белградский автовокзал (сокращённо БАС) на Савском Трге был открыт 3 марта 1966 года. До этого в югославской столице было несколько крупных автобусных станций. Вообще первые автобусы начали ходить в Белграде в 1925 году, регулярные маршруты были созданы в 1927-м, а вскоре появились и междугородные линии (сразу вспоминается великий югославский фильм «Кто это там поёт?»). В 1930-е годы автобусные станции находились в нескольких частях города: у отеля «Москва», возле Национального театра, на Ташмайдане. Автобусные перевозки находились в основном в частных руках.

После окончания Второй мировой войны автобусное сообщение в Югославии развивалось очень быстро и стало государственным. В 1947 году предприятие «Ласта» построило на Ташмайдане первое в Белграде отдельное двухэтажное здание для автобусной станции. Это было удобное с точки зрения маршрутов место — не зря же бульвар Краля Александра (в соцэпоху это был бульвар Революции), начинающийся возле Ташмайдана, появился на месте римской дороги, а затем и пути на Царьград османской эпохи. Кстати, в 1920-е годы югославские архитекторы планировали перенос главного железнодорожного вокзала Белграда как раз в район Ташмайдана.

3 6
Новость об открытии автостанции предприятия «Ласта» на Ташмайдане в 1947 году

«Ласта» стала одним из главных автобусных перевозчиков страны. Первоначально эта фирма занималась и грузоперевозками, но быстро от них отказалась. В конце 1940-х для перевозок пассажиров из Белграда в другие города Сербии часто использовались трофейные немецкие автобусы. Так, на маршруте Белград — Нови-Сад ездил «Мерседес», который в 1942 году служил транспортным средством штаба Роммеля в Северной Африке.

Постепенно автобусный парк «Ласты» и других предприятий Югославии расширялся и пополнялся новыми автобусами, купленными в странах Западной Европы, а также техникой завода «ФАП» из сербского Прибоя. Улучшались и автомобильные дороги, росла их сеть — так, уже в 1950 году была построена магистраль между Белградом и Загребом.

5 4
Автобусная остановка возле отеля «Москва», 1930 год

В начале 1960-х годов югославские автобусные перевозчики начали расширять сеть международных маршрутов. Одним из самых популярных был рейс Белград-Триест. Ежедневно из югославской столицы в Триест отправлялись десятки любителей шопинга. Позднее открылись ещё два подобных автобусных шопинг-маршрута — в Будапешт и Стамбул.

В 1971 году шопинг-рейсы сменились «гастарбайтерскими»: жители Югославии стали в массовом порядке ездить на заработки в страны Европы, особенно в Германию, потому первым таким направлением стал Мюнхен. Позднее добавились рейсы в Вену, а в 1975 году был запущен автобусный маршрут Белград-Париж протяжённостью 2100 километров, а время в пути изначально составляло 32 часа.

Сегодня с перронов БАС ежедневно отправляются автобусы во все уголки Сербии, а также почти в два десятка стран. Перенос белградского автовокзала наверняка запомнится жителям и гостям Белграда больше, чем закрытие бывшего ж/д вокзала — ведь автобусы используются для поездок по Сербии гораздо чаще, чем поезда. Практически всем гостям страны известны фирменные бело-жёлто-голубые билеты БАСа с отрывными листками для контроля. Билеты когда-то были напечатаны огромными тиражами и много лет не выходили из употребления. Маршруты поездок, места и стоимость на них пропечатывались матричными принтерами в кассах автовокзала.

Многие из нас вспомнят и жетоны, которые выдаются в кассах БАСа вместе с билетами — чтобы пассажир мог пройти на перрон, бросив жетон в турникет. На новом вокзале наверняка будут какие-то более современные билеты (и, надеемся, появится возможность покупки билетов онлайн), да и жетоны, скорее всего, бросать уже не придётся. Хочется верить, что на новом белградском автовокзале сохранится отличная система «повратна карта» — покупка билетов сразу туда и обратно, позволяющая экономить до 40% стоимости поездки.

1 4
Автобус на Тиват на перроне белградского автовокзала

Теперь люди, приезжающие в Белград на автобусе, не смогут быстро дойти пешком до многочисленных гостиниц, расположенных в общинах Стари-Град и Савски-венац — далековато идти из блока 42. Наверняка больше станут зарабатывать таксисты, работающие на автовокзале, и, очевидно, появятся какие-то бюджетные отели или хостелы поблизости от нового вокзала — ведь спрос точно вырастет. Пока что в Нови-Београде очень мало отелей вообще, а дешёвых отелей — тем более. Ну и, естественно, хотелось бы надеяться, что когда-нибудь на перронах нового автовокзала можно будет услышать объявление об отправлении автобуса на Москву или хотя бы, к примеру, на Брест (белорусский). От Белграда до Бреста всего чуть более 1100 километров по автодорогам, неужели этот маршрут не стал бы востребованным? Помечтаем немного!

Фото: соцсети / Виктор Бобров

© 2018-2024 Балканист. Все что нужно знать о Балканах.

Наверх