Наконец корреспонденту «Балканиста» выдалась возможность покататься на том самом «Соколе» — скоростном поезде, курсирующем между самыми большими городами Сербии.
До поездки я читал несколько отзывов о «Соколе». Главным образом они были положительные, если не сказать хвалебные (как выяснилось позднее, небезосновательно). Самостоятельно же оценить новый состав долго не удавалось. Во-первых, попросту не было повода съездить в Нови-Сад (к которому я, человек южный, в принципе питаю прохладные чувства). А во-вторых, первое время большинство жителей Сербии и туристы катались на новом поезде просто так — как аттракционе, и поймать билеты на «Сокол» было непросто. Чтобы познакомить как можно больше пассажиров с новой железнодорожной «птицей», на которую государство потратило много средств и времени, поначалу билеты продавали по сниженной цене — 380 динаров (менее 3,5 евро). Потом они подорожали до 8,5 евро, однако вскоре их снова снизили.
Мне удалось приобрести билет за 400 динаров (1 евро – 117,5 динаров). Цена весьма привлекательная, и это большой плюс при выборе поезда как средства передвижения между крупнейшими городами страны. Билет на автобус — с учетом оплаты пользования перроном — дороже раза в два (в Сербии за право просто зайти на перрон взимается отдельная плата. Пассажиры, уезжающие с вокзала, покупают перонску карту, в Белграде она стоит чуть больше 1 евро).
400 динаров за билет на «Сокола» – это приемлемо. Впрочем, даже если цену поднимут в два раза, как уже пробовали сделать, комфорт все равно заставит пассажиров предпочесть поезд автобусу.
«Сокол», как все новое и современное, впечатляет. По сравнению с вагонами сербских поездов 10-летней давности, новый «швейцарец» Stadler Kiss Double Deck – так по паспорту называется «Сокол», — это настоящий космос. Современный интерьер, удобные кресла, обитые качественным кожзаменителем, подсветки, розетки, кондиционер, бесплатный интернет и достаточно широкие столики: на таком поместится не только телефон, но и ноутбук.
А еще вагоны двухъярусные — не виданная в Сербии до марта этого года железнодорожная диковинка. Стоимость мест на первом и втором этаже одинаковая, но все выбирают второй, как дети — верхнюю полку в купе спального вагона: чем выше – тем круче.
Многие из пассажиров «Сокола» отмечали, что ехали почти в вагоне-ресторане, поскольку стюарды предлагают напитки и закуски из стандартного для белградских кафе меню. В автобусах хороших компаний, особенно перевозящих пассажиров на дальние расстояния, тоже встречаются авто-официанты, у которых можно попросить воды или шоколадку. Но в «Соколе» вам предложат даже пиво — и по приемлемой цене!
А еще в поезде прекрасные туалеты, которыми удобно пользоваться потому, что состав не качает.
Тихий ход — еще один огромный плюс. Состав идет быстро, фактически бесшумно, не бросая пассажиров по сторонам. Разве что любители железнодорожной романтики расстроятся, потому что не услышат привычного стука колес. Зато мягкий ход идеален и для тех, кто путешествует с детьми: меньше шансов, что снующее по вагону дитя упадет или ударится при рывке состава.
Впрочем, в тихоходности есть и минус: ваш сосед услышит, что за музыка играет у вас в наушниках, даже если плеер работает не на полную мощность.
Чтобы быть объективным, отмечу, что не стоит ожидать от поездки чарующих видов за окном. Тем более не стоит ради них покупать места на втором этаже. Дорога от Белграда до Нови-Сада проходит через Воеводину, пейзажи которой фактически не меняются: это просто поле. На пути у вас будет пара мостов и два темных тоннеля, но в них нет ничего впечатляющего. А поле за окном будет почти всю дорогу, которая, к счастью, не долгая — всего 36 минут. И это самый главный плюс! Путь, на который раньше тратился час, а на автобусе — минимум полтора (а если учитывать городские пробки на въезде и выезде, то все три), стал в разы короче. Итого на дорогу из Белграда в Нови-Сад и обратно я потратил 1 час 12 минут. А на передвижение по Белграду — от дома до вокзала и от вокзала до дома — почти 2,5 часа. Разница заметная.
Впрочем, двухэтажный красавец «Сокол» — только половина успеха. Дело тут еще и в самих путях! Высокая скорость развивается именно благодаря качеству нового полотна, укладкой которого занимались специалисты из РЖД. «Сокол» пока не едет с анонсированной скоростью 200 км/ч, он разгоняется только до 150 км/ч. Точно такую же развивает другой «швейцарец» Stadler Flirt – это красные электрички, которые уже семь лет бегают по железным дорогам Сербии и которые путают с российскими поездами «Метровагонмаш», тоже перевозящими сербских пассажиров.
В Белград я возвращался именно на Stadler Flirt. Поначалу я возмутился, что при купленном на сверхскоростной поезд билете мне подали к перрону не «новый», а «этот простой». Но в итоге я был вынужден свои претензии отозвать, ведь на обратную дорогу «старичку» потребовалось ровно столько же времени – 36 минут! Да и комфорт привычных уже «Штадлеров» не сильно уступает новенькому «Соколу».
Иногда мне становится грустно от того, что многие сербы игнорируют железные дороги, хотя городские и пригородные электрички довозят жителей окраин до центра за 15 минут. Автобусу же для этого требуется от 30 до 60 минут, при этом иногда электрички ездят даже с меньшими интервалами. Но люди все равно предпочитают толпиться на остановках, а потом ехать в битком набитом салоне автобуса.
…К слову, лишь малая часть станций «Беовоза» оснащена турникетами, а в поездах нет контролеров…
В общем, путешествуйте поездами! Это очень удобней, дешевле и экологичнее!