У современного человека остаётся немало суеверий, в том числе касаемо дней недели. Нельзя работать в воскресенье. Новую жизнь нужно начинать чётко с понедельника. В пятницу 13-го жди беды.
Эти пережитки восходят к общеевропейским представлениям о том, что каждый день недели имеет своего покровителя (божество или планету). В этом плане особый интерес представляет румынский народный календарь, в котором дни недели осмысляются как мифические существа и святые. У каждого есть пол, характер (благоприятный/зловредный) и свод правил, которым лучше подчиняться.
Понедельник — день мужского пола, благоприятный для любых начинаний. Однако начинания могут быть разными, поэтому в понедельник избегали устраивать похороны (иначе в землю сойдёт вся родня) и одалживать деньги (они так и будут утекать). Мужчинам предписывалось не бриться и не стричь ногти, чтобы не растратить свои силы и удачу.
Вторник — день мужского пола, неблагоприятный, что отразилось во множестве румынских поговорок. За что ни возьмёшься во вторник — всё пойдёт вкривь и вкось. Женщинам запрещено делать 4 вещи: прясть, ткать, белить ткань и готовить хлеб. Иначе к ним придёт Марцоля.
Марцоля — ключевой персонаж вторника, карающий за нарушение запретов. Это полубожество появлялось в разных обликах: то в виде женщины гигантского роста, темнокожей и уродливой, то в виде коня, а перед незамужними представало в образе привлекательного юноши, иногда солдата. В любом случае, такая встреча не сулила ничего хорошего: девушкам Марцоля грозилась вспороть живот, вытащить кишки и развесить их на гвоздях на стене. У замужних она могла подменить ребенка или напасть на супруга.
Среда — благоприятный день женского пола, что приходит на смену зловещему вторнику. По народным представлениям, в этот день родилось само Солнце. Но каким бы чистым и светлым он ни был, запреты всё равно имеются. Персонификация дня — вдовая святая Среда, поэтому из уважения к ней крестьяне не праздновали в среду свадьбы и воздерживались от развлечений.
Неприятности ждут и тех, кто не постится, потому что среда наряду с пятницей — это постный день (в православной церкви в среду вспоминают предательство Иуды).
Четверг — в зависимости от региона считается то мужчиной, то прекрасной девой, а возможно, он «наполовину мужчина, наполовину женщина». Непонятно, как именно народ осмыслял идею андрогината, но доподлинно известно, что святой Четверг благоволит свадьбам и любви. Рождённым в этот день везёт несказанно, особенно в отношениях с противоположным полом. Четверг хорош для любых занятий, идёт ли речь о полевых работах, развлечениях или магических заговорах.
Однако обстоятельства круто меняются в Великий Четверг Страстной седмицы. В этот день христианская церковь вспоминает Тайную Вечерю, когда Иисус Христос открыл своим ученикам таинство причастия. За соблюдением религиозных канонов зорко следит Жоймэрица.
Жоймэрица, как и Марцоля, представляет собой языческое полубожество, чей функционал обогатился с приходом христианства. Строго говоря, основная задача Жоймэрицы — пройти в Великий Четверг по домам с ревизией и посмотреть, что женщины наработали за зиму: сколько шерсти они напряли, сколько холстов выткали. Жоймэрицу стоит бояться — мало того, что она пугает своим уродством, так ещё и носит с собой плошку с горящими угольями и может обжечь руки ленивым женщинам.
Пятница — пожалуй, самый суровый, постный день. Он находится под патронажем святой Пятницы. В народном воображении Святая Пятница предстаёт как грозная и справедливая старуха. Она то принимает черты Марцоли и Жоймэрицы с их пугающей безобразностью, то наоборот изображается как статная женщина в белых одеждах.
В России и Украине она известна как великомученица Параскева Пятница. Но следует отметить, что румыны чётко разграничивают свою святую Пятницу, которая призвана следить за порядком именно в этот день, и великомученицу Параскеву.
В целом же славянские пятничные приметы и запреты совпадают с румынскими. Ясное дело, что в пятницу нельзя ничего затевать, даже менять постель (иначе расстроится сон). Также нельзя есть чеснок, не то в субботу от человека отлетят его ангелы. Однако главные запреты касаются женщин: нельзя прясть, готовить на огне и петь. Это связано с религиозным значением пятницы — в этот день был распят Иисус Христос. Учитывая, что литургический день начинается накануне вечером, считалось, что Пятница ходит по домам уже в четверг, «стоит лишь попу начать вечерню».
По поверьям, нарушительницы будут вариться в котлах со своими младенцами. Также «зафиксировано» немало случаев, когда Пятница входила в дом к работающей женщине, и её спасала только соседка, отвлекая внимание разгневанной святой криком: «Ой, как горят-полыхают горы, обитель святой Пятницы: их подожгли змеи!».
Кроме того, святая Пятница покровительствует диким зверям; видимо, это объясняет тот факт, что ленивых женщин она превращает в ласку или выдру.
Несмотря на то, что Пятница — именно «женская» святая, мужчины тоже не остаются без её внимания: в фольклоре она всегда благоволит герою и оказывает ему помощь.
Суббота — день мёртвых, что обрекает любое начатое дело на провал. Этот день принадлежит святой Субботе, в чьём ведении находится так называемая «субботняя вода». В румынской мифологии это река, вытекающая из-под корней Древа Жизни в Раю. Именно эта река служит границей между миром живых и миром мертвых. Она опоясывает землю 9 раз, воспламеняется от человеческих грехов и уходит в ад. Её незримые воды можно разглядеть в сильную жару, например, в поле, когда вдали колышется марево.
Поскольку суббота — день пограничный, для живых он считается несчастливым, а вот для усопших — очень благоприятным, так как их поминают. Это также удачный день для магических практик, для ворожбы, которая, разумеется, имеет отношение к «тому свету». А сны с субботу на воскресенье — вещие.
Воскресенье — особый день, принадлежащий святой Неделе. Стоит напомнить, что в церковнославянском языке «неделя» — это и есть воскресенье, день отдыха, когда Господь отдыхал от трудов, вот и человек тоже ничего не делает. Будучи персонификацией такого важного дня, святая Неделя изображается как строгая всевластная госпожа в сверкающих белоснежных одеждах, которые символизируют её непорочность. Живёт она за субботней водой, в золотом дворце. Трапезничает она раз в 7 дней, а всё остальное время молится. Запрет в воскресенье только один: нельзя работать. Всякий труд в этот торжественный день причиняет святой Неделе вред. Как и святая Пятница, она может являться нарушителям в синяках и ранах, исколотой веретёнами, с запорошёнными золой глазами и вырванными волосами. Но святая Неделя не карает — в первую и последнюю очередь она предстаёт как заступница людей перед Богом. В сказках именно она озвучивает герою его задачи, направляет по предназначенному пути и помогает в борьбе со злом.