Из кафаны — в бой: как югославские лётчики первыми встретили войну

Неделю назад русская диаспора в Сербии совместно с сербами устроила памятный автопробег по западной части страны, таким образом  отметив трагическую годовщину нападения нацистской Германии на Советский Союз и Югославию во время Второй мировой. Российские соотечественники рассказывали сербам о подвигах советских солдат в самые тяжелые первые дни и месяцы войны, отмечая, насколько неожиданно началась война. Но и у сербов, для которых война началась почти на три месяца раньше, был свой рассказ о воинской доблести защитников Югославии, решительно вступавших в бой по первому приказу. 

История о том, как 102-я эскадрилья 6-го истребительного полка белградского гарнизона ВВС Королевства Югославии встретила Вторую мировую войну и авианалёт Люфтваффе на Белград 6 апреля 1941 года, достойна экранизации. 

Весной 1941 года в Королевстве Югославия чувствовалось, что война на пороге. После событий 27 марта, когда жители Белграда выступили на массовых демонстрациях против подписанного двумя днями ранее соглашения с фашистской Германией, после государственного переворота, совершенного группой офицеров при поддержке Великобритании, никто не сомневался, что Гитлер не оставит действия сербов безнаказанными. Вопрос был лишь в том, в какой день Германия и её союзники нападут на страну.

Столицу Югославии с воздуха оборонял 6-й истребительный полк: всего 4 эскадрильи. Одна из них – 102-я истребительная — с ноября 1940 года временно находилась на аэродроме в боснийском городе Мостар, потому что на побережье Адриатического моря итальянские самолеты часто нарушали воздушное пространство страны.

5 апреля поступил приказ: 102-я эскадрилья должна вернуться в Белград. После прибытия в столицу пилотам разрешили отлучиться и навестить родных, но к утру они должны были вернуться в часть. Также требовалось, чтобы летчики находились рядом с телефоном и в случае тревоги были готовы по первому звонку незамедлительно прибыть на аэродром.

Все пилоты договорились вечером собраться в кафане «Зора» (Заря), чтобы отдохнуть и повеселиться. Плюс ко всему, это была одна из редких кафан того времени, в которой был телефон. 11 военных заняли места за столом, осознавая, что эскадрилья наверняка собралась в полном составе в последний раз и что завтра, скорее всего, предстоит бой.

Snimok ekrana 2022 07 01 v 12.22.36
Та самая кафана

Известная певица Дивна Костич выступавшая в тот вечер, пела любимые песни летчиков, но отказалась взять у них деньги, когда они попытались её отблагодарить. В час ночи зазвонил телефон. К трубке подошёл командир эскадрильи капитан Милош Жунич (по прозвищу Казанова). Закончив разговор, капитан Жунич скомандовал: «Тревога! Эскадрилья, срочно на аэродром!». Во главе с командиром десять сербов и словенец отправились к своим самолетам.

Первый авианалёт начался в 6:45 утра. 320 немецких самолетов (160 бомбардировщиков и 74 штурмовика под прикрытием 86 истребителей) достигли Белграда. Их встретили 37 югославских истребителей во главе с командиром 6-го истребительного полка подполковником Божидаром Костичем. Капитан Жунич успел сбить бомбардировщик Хейнкель He-111 до того, как его самолет подбили истребители сопровождения. Он выпрыгнул и раскрыл парашют, но в воздухе его расстреляли немцы. Правило «не стреляй в безоружного», конечно же, не относились к славянам! Ещё трое отважных летчиков 102-й эскадрильи были сбиты, один из них был ранен.

Согласно приказу Гитлера, сербов нужно было жестоко наказать и наглядно показать всему миру, какая судьба ждет тех, кто встанет на пути Третьего рейха.

Всего в течение 6 апреля 1941 года немецкая авиация совершила пять массированных авианалётов на Белград, в которых участвовали 484 самолёта. Потери Люфтваффе в боях с истребителями 6-го полка над Белградом 6 и 7 апреля составили 42 подтвержденно сбитых самолёта и ещё 19 предположительно сбитых.

Зенитчики Белграда тоже отличились: на их счету 27 было немецких машин. Югославские летчики выдерживали по семь-восемь вылетов в сутки вместо положенных двух-трех. Было сбито 30 югославских самолетов, погибло одиннадцать летчиков, ранено девять. В парке Ушче на берегу Дуная, недалеко от его слияния с Савой, установлен памятник защитникам Белграда в 1941 году.

Так сербские летчики вошли в легенду. С тех пор осталась традиция: каждый год пилоты истребительных частей белградского гарнизона вечером 5 апреля собираются в кафане, где их предшественники последний раз сидели за одним столом и откуда отправились защищать свою столицу. И ровно в час ночи раздаётся звонок, напоминающий звук старинного телефона, — в память о событиях апрельской ночи 1941 года.

Кафана «Зора» сегодня сильно изменилась и теперь больше похожа на бар, но о подвиге до сих пор  напоминают памятки на столах: распечатки фотографий эскадрильи в полном составе с именами летчиков и справкой об их дальнейшей судьбе в вихре Второй мировой войны.

На стенах заведения висят портреты всех одиннадцати пилотов 102-й истребительной эскадрильи и совместная фотография, сделанная 5 апреля на полевом аэродроме перед полётом.  

Snimok ekrana 2022 07 01 v 12.22.41

Фото: Андрей Козлов 

© 2018-2022 Балканист. Все что нужно знать о Балканах.

Наверх