Истребители «Рафаль» — главный экспортный хит Франции на Балканах

Во время недавнего визита президента Сербии во Францию страны почти договорились о заключении исторической сделки по истребителям «Рафаль», как и о покупке другого вооружения. Из-за конфликта на Украине и международных санкций против российского военно-промышленного комплекса Белград отказался закупать у России истребители «Сухой». Сербия выбирала между французскими и китайскими истребителями и в конечном счёте остановила свой выбор на французских, последовав примеру Греции и Хорватии. Благодаря военной дипломатии и военно-техническому сотрудничеству Франция надолго вернулась на Балканы.

Спустя десятилетие снижения интереса Франции, возглавляемой президентом Макроном, к балканскому направлению страна возобновила на нём активную деятельность. Исторически сложившиеся связи со странами региона, особенно с Грецией и Сербией, пронизывают французскую политику, экономику, культуру и науку, на высоком уровне всегда было и военно-техническое сотрудничество. Франция сейчас укрпеляет отношения с Хорватией. Греция и Хорватия приобрели французские Rafale (24 и 12 соответственно), близка к заключению исторического контракта на покупку 12-14 истребителей и Сербия.

После десятилетий зависимости от российских и советских истребителей МиГ-29 эта сделка по поставке французского вооружения стоимостью 3 миллиарда евро обещает стать крупнейшей в истории Сербии. Она согласована более чем на 90%, за исключением финансовых деталей. Кроме того, обсуждается приобретение Сербией французских радаров и ракетных систем, а также размещены заказы на транспортные самолёты и вертолёты Airbus.

«Мы достигли конкретных договорённостей, в том числе относительно покупки истребителей „Рафаль“, я ожидаю, что контракт будет подписан в ближайшие два месяца в присутствии президента Франции. Это также открывает некоторые другие главы, другие возможности для сотрудничества Сербии с Thales и Airbus», — сказал Вучич.

После подписания контракта первые «Рафали» прибудут в Сербию не раньше 2028 года, поскольку портфель заказов Dassault Aviation уже заполнен на годы вперёд.

Первой балканской страной, купившей эти истребители у Франции в 2021 году, стала Греция, разместившая ускоренный заказ на 18 самолётов и систем вооружения «Рафаль» на сумму 2,32 млрд евро. В январе 2022 года страна уже получила первые шесть истребителей из состава французских ВВС.

«„Рафаль“ делает наши Военно-воздушные силы одними из самых мощных в Европе и Средиземноморье, что способствует гибкости нашей национальной дипломатии и даёт более широкие возможности для участия в [различных] альянсах», — заявил премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис.

Афины укрепляют вооружённые силы в ответ на напряжённость в отношениях с соседней Турцией. В 2022 году Греция подписала соглашение на сумму около 4 млрд евро на покупку трёх фрегатов ВМС и ещё шести истребителей в дополнение к заказанным ранее.

«Мы солидарно противодействуем угрозам, с которыми сталкиваются наши страны и наши интересы. Это также демонстрирует наше желание сотрудничать с промышленностью в долгосрочной перспективе», — заявили тогда Министры обороны Греции Никос Панайотопулос и Флоренс Парли из Франции.

С французскими «Рафалями» ВВС Греции стали самыми мощными и современными на Балканах, а ВВС Хорватии — сильнейшими среди стран бывшей Югославии на данный момент, пока Сербия ожидает свои новые истребители.

«Сегодня действительно большой день, возможно, самый важный день для укрепления хорватской армии и хорватских ВВС за последние годы. Мы, безусловно, будем респектабельной военной державой, которая в пространстве между Германией и Грецией сможет похвастаться самой мощной военной авиацией в этой части Европы. Это полностью меняет нашу международную позицию, в том числе нашу роль в рамках Организации Североатлантического договора, Европейского Союза и других международных организаций», — заявил премьер-министр Хорватии Андрей Пленкович на торжественном мероприятии по случаю поставки первых шести многоцелевых «Рафалей» 25 апреля 2024 года.

Они прибыли через два года и пять месяцев после подписания с Францией контракта, стоимость которого составила более 1 млрд евро. Прибытие оставшихся шести самолётов ожидается в начале следующего года.

Всё это, однако, не означает, что Хорватия становится региональной военной державой, как любит говорить Пленкович. Для этого стране необходимо ускорить модернизацию других родов войск и работать над развитием собственной военной промышленности. За исключением военной авиации, хорватская армия отстаёт от сербской по всем параметрам. При том сербская военная промышленность намного опережает хорватскую.

Приобретение боевых самолётов всегда связано со стратегическими целями. Военное сотрудничество Греции, Хорватии и Сербии с Францией способствует диверсификации и расширению круга близких партнёров. Это означает, что в нынешнее неспокойное время балканские страны хотят укрепить стратегические связи ради сохранения своих национальных интересов.

Фото: Dassault

© 2018-2024 Балканист. Все что нужно знать о Балканах.

Наверх