«Голубой поезд» Тито, в котором остановилось время

Недавно «Балканист» писал о «Голубом поезде» Тито, который первым пронёсся по железной дороге из Белграда до черногорского Бара. Показывали его ржавеющие локомотивы, ошибочно считая, что сам президентский состав устучал колёсами на свалку истории…

josip broz tito sa prozora plavog voza pruza ruku pionirki negde na pruzi beograd bar tokom njenog pustanja u saobracaj 830x0 1

Но нет! Оказалось, что всё там же, под Кошутняком, на перегоне между станциями Раковица и Топчидер, в старом неприглядном депо стоят они — вагоны «Голубого поезда» Тито.

IMG 20240621 163305 272

На самом деле, здесь целый музей. И, хоть он нанесён на все туристические карты сербской столицы, о его существовании и местоположении мало кто знает. Такова судьба многих музеев за пределами городских центров.

«Голубой поезд» был построен в 1959 году — частично в Словении, частично на вагоностроительном заводе в Смедеревской Паланке. Сегодня музейную композицию составляют всего 6 вагонов, дающие представление о «навороченности» маршальского поезда.

IMG 20240621 163308 236

Попав в первый вагон, вы тот час же переноситесь во времена сытой и продвинутой Югославии. Лично я испытал ощущение, что вместе с поездом остановилось и время внутри его вагонов. Даже воздух там словно застыл — югославский воздух…

Сначала вас встречает зелёный салон вагона с купе, сделанным специально под приезд Шарля де Голля, с учётом его роста и пожеланий. Стол с удобными креслами на десяток лиц, важных гостей и сопровождающих. В самом купе рабочий стол, санузел с ванной и кровать. На этой синей кровати Де Голль так и не поспал, зато на мягкость её опробовал Брежнев, заменив французского лидера в качестве гостя маршальского поезда.

Сразу за ванной и туалетом спальное место с кроватью пошире. На этом бордовом ложе, как утверждает сторож-смотритель, спала сама английская королева Елизавета.

Санузел, получается, общий. Но вряд ли высокие гости ездили в вагоне в одно и то же время и ждали с полотенцем на шее, когда же освободится туалет.

Следом за спальными купе идёт пара одинаковых скромных купе для сопровождающих ВИП-гостей лиц.

IMG 20240621 164507 984

Буфет, бар, кухня… В поезде мест для приёма пищи было несколько. В этой части вагона было что-то вроде буфета со стильной барной стойкой, над которой красовался встроенный в стену, супервыпуклый, но крутой для того времени чёрно-белый телевизор. Почти такой же висел и в зелёном салоне первого вагона.

На буфетном столе стояла какая-то современная посуда и скатерти. Как мне пояснили, в ближайшее время в поезде планировали трапезничать какие-то высокопоставленные гости и бизнесмены из Китая. Ну, нужно же музею на что-то жить. Это ещё что, в 2010 году в «Голубом поезде» закатывались даже вечеринки журнала «Playboy». Вот бы куда сходить…

Есть в поезде и собственная кухня. При необходимости к составу могли присоединять дополнительный вагон-ресторан и кухню. В день стандартная кухня «Голубого поезда» могла приготовить до 300 полноценных обедов.

IMG 20240621 164628 634

А вот и небольшой обеденный зал, стены которого украшают фотографии Иосипа Броза с женой Йованкой и мировыми лидерами, оценившими качество железных дорог Югославии.

IMG 20240621 164646 911

Сохранился в составе и торжественный зал, или зал официальных встреч. Уютная переговорная с диванами и длинный стол с рядами стульев. Кресло Тито строго посередине, напротив увесистой хрустальной пепельницы с гербом СФРЮ на самом дне.

Кстати, двери зала совещаний закрывались и превращались в экран. В противоположную стену был встроен проектор. Маршал очень любил смотреть кино.

Следом за торжественным залом — технические помещения для багажа, а далее купе Йованки и самого Тито. В части первой леди есть необходимые барышням зеркала, комод, стол для прихорашивания (или работы), шкафы и кровать — розовая.

Далее общая для президентской четы ванная с двумя отдельными умывальными зонами.

IMG 20240621 164853 342

Покои и кровать югославского лидера оказались на удивление скромными.

IMG 20240621 164930 519

А вот кабинет у маршала солидный. Мне посчастливилось посидеть за его столом, как и в кресле переговорного зала.

Здесь всё прямо дышит Югославией. Эта типичная отделка. Такую до сих пор можно встретить в некоторых неотреставрированных со времён «Юги» госучреждениях и конторах в Сербии и некоторых других республиках бывшей СФРЮ.

Последнее помещение — это так называемая «глухая комната», кабинет для тайных переговоров с глазу на глаз, в которой разговор маршала с собеседником никто не мог подслушать или выведать детали встречи.

IMG 20240621 165048 503

Конечно, представленные в музейной компоновке вагоны дают лишь общее представление о президентском поезде. Как я уже отметил, к нему по мере надобности присоединялись дополнительные вагоны — для перевозки автомобилей, шумного застолья, стратегических совещаний и много чего такого, о чём можно только догадываться. Наверняка был и вагон связи и охраны, набитый оборудованием и элитными спецназовцами…

В любом случае представленный вариант поезда заслуживает того, чтобы приехать к чёрту на кулички и посмотреть на него.

Подход к музею непростой. Придётся шагать через заросли травы, переходить в неположенном месте железнодорожные пути (а «положенного» места попросту нет), остерегаться собак… Но от этого посещение депо становится только интереснее.

Вход платный — 300 динар. Официально нужно покупать билет на новой главной железнодорожной станции Белграда — Прокоп. До неё от музея-депо на общественном транспорте добираться минимум минут 40. Бессмыслица полная, конечно. Но смотритель и он же сторож — хороший дядечка, может пустить или бесплатно, или удержав с вас те же 300 динаров за вход. Всё расскажет, покажет, поговорит о политике немного. Если кто-то пойдёт, не расстраивайте человека проповедями о том, как в России всё плохо и люди умирают от нехватки демократии. Он очень добрый и любящий Россию олдтаймер правильных христианских ценностей и взглядов. Наслаждайтесь лучше поездом.

Фото: Shutterstock/Martyn Jandula

© 2018-2025 Балканист. Все что нужно знать о Балканах.

Наверх