Министерство иностранных дел Германии, комментируя ожидаемую реформу Закона о выборах в Боснии и Герцеговине, заявило, что идея создания третьего энтитета (в дополнение к существующим — мусульмано-хорватской федерации и Республике Сербской) не может быть воплощена в жизнь.
Стоит отметить, что речь идет именно об отдельном хорватском энтитете. Его отсутствие лишает этот народ определенных прав: несовершенство законодательства и общий с боснийскими мусульманами энтитет исключает возможность выбора самими хорватами представителя хорватского народа в президиум Боснии и Герцеговины.
Действующий член президиума БиГ от хорватов Желько Комшич как раз был выбран голосами боснийских мусульман, что привело к конфликту внутри федерации. Комшича даже негласно объявили персоной нон-грата в ряде этнически чистых муниципалитетов страны. Недружественно настроен к Комшичу и официальный Загреб, который отдает предпочтение другому лидеру боснийских хорватов — Драгану Човичу. В отличие от Комшича, он не предпринимает активных усилий в отстаивании мусульманских интересов в ущерб хорватам.
Удивительно, что созданию хорватского энтитета в Боснии воспротивилась именно Германия, которая всегда была главным союзником Хорватии на Балканах. Отметим, что в случае создания третьего энтитета под контроль хорватов отошло бы более 15% территории БиГ, в том числе напрямую граничащих с Хорватией.
Вопрос о третьем энтитете на днях поднял один из депутатов немецкого парламента от партии «зеленых» Мануэль Сарацин, направивший правительству ФРГ официальный запрос следующего содержания: «Какова позиция официального Берлина в отношении планируемой реформы Закона о выборах в Боснии и Герцеговине? На мой взгляд, она приведет к созданию третьего образования и еще более укрепит этнонационализм. И какую позицию займет Европейский Союз в текущем переговорном процессе?».
В ответ МИД ФРГ заявил, что правительство Германии внимательно следит за дебатами вокруг реформы Закона о выборах в Боснии и Герцеговине.
«По мнению федерального правительства, существует необходимость в корректировке правовой базы, чтобы устранить существующую дискриминацию, особенно в отношении исполнения решения Европейского суда по правам человека по делу Сейдича-Финчи», — говорится, помимо прочего, в ответе МИД.
Дело «Сейдич-Финци против Боснии и Герцеговины» рассматривалось в Европейском суде по правам человека. В целях устранения дискриминации и обеспечения пассивного избирательного права «остальным» гражданам БиГ (не относящимся к трем государствообразующим народам) в 2006 году цыганский общественный деятель Д. Сейдич и глава еврейского сообщества БиГ Я. Финци подали против Боснии и Герцеговины иск в ЕСПЧ. В декабре 2009 года ЕСПЧ вынес решение в их пользу, предписав БиГ предусмотреть механизм участия нацменьшинств в упомянутых госструктурах путем внесения соответствующих изменений в Конституцию и избирательное законодательство. Процесс имплементации вердикта ЕСПЧ пока не принес результатов, поскольку не достигнуто согласие ведущих политических сил страны по данному вопросу.
«Реформа Закона о выборах является частью Заключения Европейского Союза по ключевым приоритетам для Боснии и Герцеговины, сформулированного ЕС в 2019 году», говорится в сообщении министерства иностранных дел Германии.
В ответе на запрос Сарацина также было сказано, что «правительство Германии привержено территориальной целостности Боснии и Герцеговины с ее существующими энтитетами».
«Согласно позиции правительства ФРГ, создание третьего образования в дополнение к существующей мусульмано-хорватской федерации и Республике Сербской не может быть целью реформ. Правительство Германии поддерживает стремление жителей Боснии и Герцеговины продвигать принципы гражданского общества и преодолевать разногласия по этническому признаку», — цитирует официальное заявление немецкого МИД агентство Танюг.