Как известно, в Брюсселе настроены позитивно на дальнейшее сближение Косово с ЕС, что, по мнению еврочиновников, поможет Приштине выйти со временем на получение статуса кандидата, а затем и начать переговоры о вступлении. Пока же с 2016 года между ЕС и Косово действует стандартный для всех «приближённых» механизм — Соглашение об ассоциации и стабилизации. Его, правда, в значительной степени «подрезали» (заморожено финансирование проектов и визиты высокого уровня, хотя Глава Еврокомиссии сюда недавно приезжала) в качестве меры воздействия на Приштину из-за отсутствия прогресса по деэскалации в сербских анклавах на севере края. «Это не санкции», заверил официальный представитель ЕС Петер Стано, но определённый сигнал и призыв к исправлению ситуации.
Косово — любимое дитя коллективного Запада, ещё один форпост евроатлантизма под боком у непослушной Сербии, о котором будут всегда заботиться и которое будут лелеять и баловать, закрывая глаза на дискриминацию сербов в крае, тихую войну с Белградом, а также криминальные привычки элиты и среди населения.
Основной вопрос — будет ли способно это квазигосударство привести экономику, политику, социальную сферу, внутреннее законодательство, отношения с соседями в соответствие с высокими требованиями для приёма в ЕС? Когда это может случиться? И случится ли это в принципе для самой бедной и неразвитой территории в Европе с пока ещё неопределённым государственным статусом в мире?
Все эти вопросы, естественно, заботят власти края, депутатский корпус, экспертов и аналитиков как в Косово, так и в Сербии. Понятно, что только одних деклараций, громких клятв, заявлений и демонстрации преданности своим покровителям в Европе и за океаном будет недостаточно. Нужны реформы, причём самые серьёзные, нужно иметь ясность по статусу Косово на мировой арене (всеобъемлющая нормализация с Сербией, эвентуальное вступление в ООН, изменение позиции пяти государств ЕС, не признающих независимость края) и многое, многое другое.
Что на эту тему думают в Приштине?
Большинство аналитиков отмечает, что оптимизм «премьера» Альбина Курти не знает границ. Он вполне категорично заявил на днях, что Косово заслуживает статуса кандидата на вступление в Евросоюз. «Правительство ждёт, когда получит анкету от ЕС», — цитирует Курти портал Kosovo-Online.
В свою очередь, «вице-премьер» Бесник Беслими (главный переговорщик с Сербией) не сомневается, что Косово примут в ЕС даже без согласия на признание независимости края пятью государствами Союза: Испанией, Грецией, Словакией, Кипром и Румынией. Подобный смелый настрой политика столкнулся с критикой и сомнениями со стороны оппозиции и политологов, прежде всего в Белграде.
Согласно заявлениям Курти, для ускорения движения к ЕС необходимо «соглашение между Косово и Сербией об улучшении отношений двух стран». Такое соглашение, как размышляет «премьер», должно быть «основано на универсальных принципах равенства, суверенитета, уважения территориальной целостности, независимости; отказе от возражений против членства Косово в международных организациях, обмене дипломатическими представительствами с послами, признании государственных символов, таможенных печатей, номерных знаков и паспортов».
Курти убеждён, что предпринятые Приштиной реформы «по гарантии верховенства закона, экономический и социальный прогресс, визовая либерализация с ЕС (начнёт действовать с 1 января 2024 года) и успехи на первом этапе приёма в Совет Европы подтверждают, что Косово делает правильные шаги на пути к европейскому будущему».
Альбин Курти также призывает оппозиционные партии и силы «активно включиться в работу по выработке чёткой и консолидированной национальной стратегии продвижения в ЕС». Мол, в этом вопросе важно добиться «национального консенсуса», считает «премьер». В то же время Курти прекрасно понимает и знает, что оппозиция в большинстве своём крайне негативно настроена против него и его политики на посту главы правительства.
В парламенте Косово и приштинских СМИ регулярно цитируют представителей различных партий, которые прямо заявляют: Курти не выполнил ни одно из своих предвыборных обещаний, за что он ни берётся, у него ничего не получается. О каком вступлении в ЕС здесь можно говорить?
Лидер крупнейшей партии «Альянс за будущее Косово», бывший «премьер» Рамуш Харадинай, не стесняясь, в открытую называет Курти мошенником. Он, дескать, постоянно вводит общество в заблуждение своими лживыми и несбыточными обещаниями, например, по созданию Сообщества сербских муниципалитетов (ССМ), борьбе с кумовством, связями власти с оргпреступностью, по противодействию коррупции и т.д. К слову, намерения «премьера» относительно формирования ССМ, на чём недвусмысленно настаивают ЕС и США, стали в обществе темой для саркастических мемов, вроде «сообщество Курти».
Часть членов оппозиции утверждает, что Курти «плохо читал либо вовсе не знаком с Конституцией Косово». Это относится и к его знаменитым предвыборным обещаниям соединить Косово с Албанией — конституция не предусматривает «национального объединения». Та же история и с ССМ, что, как убеждены многие депутаты парламента из стана противников власти, нарушает Основной закон и, дескать, таит опасность создания внутри Косово второй Республики Сербской. Некоторые политики заявляют, что, если Приштина всё же сформирует ССМ, Косово, тем не менее, не будет признано Сербией. То есть Приштина останется «в дураках».
Характерно, что косовский «премьер» с бездумной лёгкостью перечисляет весьма серьёзные вещи, реализации которых ждут от Приштины в Брюсселе. Не вызывает сомнений, что для Курти — это лишь красивые и броские лозунги, за которыми почти нет реальных дел. Логика «премьера» простая — раз уж разорённой и коррумпированной Украине предлагают начать диалог о вступлении, то чем мы хуже?
Поставленное им на первое место «соглашение с Сербией» о нормализации (вернее сказать, что это ЕС выдвигает это условие на передний план) представляется не более чем попыткой ввести в заблуждение граждан Косово и обозначить «фронт работ» перед Западом. В действительности Курти все годы нахождения у власти последовательно усложнял и уничтожал любые отношения с Белградом, не выполняя известные брюссельские договорённости от 2013 и 2015 годов, притесняя и создавая невыносимые условия для жизни местных сербов с одним желанием — вытеснить их в конечном итоге из КиМ. Курти, по сути, жульничал, маскируя свои истинные намерения по диалогу с Белградом попытками подсунуть тому же Александру Вучичу в ходе встреч под эгидой ЕС какие-то бумажки для подписания с целью добиться от Сербии хоть малой толики признания фальшивого косовского государства. Дескать, если подпишет с нами что-то, это значит, что мы не пустое место, а государство.
Недавний инцидент в сентябре в Баньской на севере КиМ и гибель полицейского-албанца лишь укрепил антисербский настрой Курти и добавил «куража» в его поведение. Теперь основным условием дальнейших контактов с Сербией в Приштине называют признание Косово, а также введение международных санкций против Белграда и лично Вучича, выдачу Сербией подозреваемых в нападении на косовских полицейских в Баньской. Диалог и нормализацию Курти заменил выставлением ультиматумов сербскому руководству.
В свою очередь, в аналитическом и экспертном сообществе Косово, если не брать оголтелых писак, с удовольствием транслирующих постулаты того же Курти, наблюдается достаточно осторожный настрой, близкий к реальному осознанию действительного положения страны как по внутренним делам, так и на внешней арене применительно к тематике евроинтеграции.
Социолог и аналитик из Приштины Артан Мухаджири отмечает, что «ограниченный прогресс» либо некие «подвижки на ранней стадии развития» — эти словосочетания, которые чаще всего упоминаются в докладе Еврокомиссии (ЕК) по Косово. Кстати, некоторые оппозиционные деятели подметили, что в тексте Доклада ЕК по Косово доминирует слово «коррупция». Есть над чем поработать властям.
По заключению Мухаджири, использование ЕК таких словосочетаний является своего рода предостережением для правительства в Приштине — мол, определённое продвижение фиксируется, но этого ещё слишком мало.
Аналитик считает, что Доклад Еврокомиссии содержит два элемента, в том числе применительно к Косово. Во-первых, выводы ЕК вполне реалистичны, основаны на объективности, и их очень трудно опровергнуть. Они демонстрируют показатели европейской ориентации стран региона, условия, которым они должны соответствовать, стандарты, критерии и необходимые изменения, чтобы продвигаться по европейскому пути.
И второе, доклад ЕК хорош ещё и потому, что он отражает истинную ситуацию в Косово, и это должно стать дополнительной мотивацией для правительства работать ещё усерднее. Самая повторяющаяся фраза – «ограниченный прогресс» — это реальность, которую необходимо принять.
По мнению Мухаджири, партия Курти («Самоопределение») имела большое преимущество после выборов в 2021 году, в том числе парламентское большинство, верный «премьеру» состав правительства и местных органов власти. Но, как считает аналитик, за прошедшее с выборов время не было достигнуто какого-либо заметного прогресса с целью приближения к ЕС. Иными словами, «премьеру» Курти напомнили в Еврокомиссии, что ему и правительству «надо работать ещё лучше и динамичнее в предстоящий срок», подчёркивает Мухаджири.
«Эффективный диалог между Косово и Сербией является основой прогресса на пути в ЕС, главным условием и предпосылкой для продвижения вперёд, потому что без достижения соглашения между Сербией и Косово не будет качественного прогресса в регионе», — уверен Мухаджири.
Косово и Сербия политически, экономически и этнически связаны с соседними странами: Албанией, Боснией и Герцеговиной, Северной Македонией, Черногорией. Договорённость между Косово и Сербией имела бы очень сильный эффект в геополитическом плане. Поэтому важно, чтобы международное сообщество «кнутом и пряником» мотивировало правительства в Приштине и Белграде участвовать в продвижении диалога как можно более конкретно и активнее. «Любое замедление прогресса на этом пути будет очень вредным для Косово, Сербии, а также для всего региона», — добавил Мухаджири.
Известно, что многие косовские политики высказывают недовольство тем, что Босния и Герцеговина получила приглашение для начала переговоров о членстве в ЕС, в то время как Косово ещё даже не достигла этапа получения статуса кандидата. Мухаджири убеждён, что ситуация в Косово и БиГ совершенно разная.
«Косово и Босния и Герцеговина не могут сравниться. БиГ продвинулась по европейскому пути, у Косово есть проблема с пятью странами ЕС, которые ещё не признали её. Босния и Герцеговина является членом Организации Объединённых Наций, а Косово — нет, и так далее. Вот почему я считаю нереальным, что Косово будет развиваться с такой же динамикой»,- утверждает аналитик из Приштины.
Мухаджири считает нереальным ожидать, что Косово сможет получить статус кандидата в ЕС до тех пор, пока пять стран-членов Союза не признают независимость Косово, и что любой прогресс в направлении ЕС в значительной степени будет связан с этой проблемой.
«Я думаю, что заявление заместителя премьер-министра Бесника Бислими нереально, потому что мы знаем, как медленно идут дела в процессе европейской интеграции».
В свою очередь, косовский эксперт по европейским делам, профессор Анви Мазреку уверен, что неудачи во внешней политике Косово очевидны. Торможение длительное время процесса визовой либерализации (в частности, со стороны Франции и Нидерландов) и отказ большинства государств мира от признания Косово на протяжении многих лет являются слабым местом, сообщает со ссылкой на Мазреку издание из Приштины Ekonomia Online.
Мазреку пишет, что в последние годы было очень мало новых признаний независимости Косово, а с другой стороны, кампания сербской дипломатии по противодействию либо отзыву признаний Приштины была успешной. Косово не является членом многих важных международных организаций. В настоящее время Косово удалось присоединиться к Всемирному банку, Международному валютному фонду, Европейскому банку реконструкции и развития, Всемирной и Европейской федерации футбола, Олимпийскому комитету, Всемирной таможенной организации, а также Центральноевропейскому соглашению о свободной торговле (CEFTA), хотя этот шаг ещё не прошёл ратификацию в парламенте. Политолог напоминает, что Косово не является частью крупнейших организаций, занимающихся геополитическими проблемами, безопасностью. Приштина ещё не член ООН, Европейского союза, Совета Европы, Всемирной торговой организации, а также Всемирной организации здравоохранения, Интерпола и ЮНЕСКО. Эксперт по внешней политике Авни Мазреку убеждён, что внутриполитическая нестабильность в крае привела к провалу процесса присоединения к международным организациям.
«Первая причина, по которой Косово терпит неудачу во внешней политике, — это именно инерция в косовских институтах по отношению к внешней политике, то есть внутренняя нестабильность и невнятная политика Косово в отношении членства в международных организациях», — сказал политолог.
Мазреку отмечает, что Сербия проводила очень эффективную политику предотвращения присоединения Косово к международным организациям, поставив под сомнение его суверенитет. Как убеждён Мазреку, он выражается в членстве в международных организациях.
«[Диалог] продолжается уже почти десять лет, и Сербия всё время использовала этот процесс для продолжения своей внешней политики. К сожалению, это сработало. Сербии удалось убедить страны проголосовать против членства Косово в международных организациях», — сказал Мазреку.
Политолог также подчеркнул, что вступление в ООН зависит от других могущественных государств. «Если мы говорим об ООН, то и в случае достижения соглашения с Сербией, конфигурация ООН такова, что она не гарантирует автоматически членство Косово, даже если Сербия не препятствует этому. Есть две страны, которые имеют большое влияние на процессы принятия решений в ООН, — это Китай и Россия, которые открыто выступают против независимости Косово и против его членства в ООН».
Анализируя европейские перспективы Косово, Мазреку пишет, что борьба с коррупцией, кумовством и социально-экономическое развитие — это лишь некоторые из предвыборных обещаний победивших в 2021 году партий, но пока невозможно предсказать судьбу этих обязательств. «Я думаю, что одним из главных обещаний „Самоопределения“ являлась борьба с так называемой „олигархической системой правления“. Проблема, с которой сталкиваются все переходные общества, в данном случае на Западных Балканах, заключается в том, что создаётся впечатление, что вместо правовой и конституционной системы в обществе преобладает другое — мощная структура, контролируемая олигархами. Они влияют на все политические партии, правовой и экономический механизмы. Если Курти выполнит своё обещание бороться с олигархическими явлениями, то это будет лучше для всех граждан Косово и откроет новые возможности для жизни и функционирования Косово», подчеркнул Мазреку.
В свою очередь, профессор Деян Милетич из Центра по изучению глобализации в Белграде убеждён, уже совершенно ясно, что предвыборные обещания Курти не могут быть выполнены. «То, как началась поствыборная кампания, и то, как представляются интересы народа КиМ, говорит о том, что идёт обострение и дальнейшая конфронтация». Властями Косово не используются шансы на укрепление экономического положения.
По мнению Милетича, политики легко обещают, но определённо не намерены выполнять взятые обязательства должным образом. Это оправдывается различными конфликтными отношениями (в среде политиков), ответственность перекладывается на других. «А люди остаются замороженными во времени и пространстве без надежды на то, что что-то изменится в ближайшее время»,- сказал Милетич.
Сербский эксперт рассуждает и о том, что в Приштине ничего не делается для сближения сербов и албанцев, хотя в КиМ они существуют бок о бок. А это имеет прямую проекцию на процесс евроинтеграции, поскольку Брюссель требует иметь нормальные и бесконфликтные отношения с соседями и, конечно же, стремиться не допускать внутреннего межэтнического напряжения, грозящего перерасти в конфликт. У косовского руководства нет намерений делать что-то ради уважения интересов сербского народа в КиМ, не хотят в Приштине выполнять известные Брюссельские соглашения между Сербией и Косово от 2013 года. «Мы не видим этого от албанского руководства, особенно, от господина Альбина Курти», — констатирует Деян Милетич.
Очевидно, что Приштина, мечтающая проникнуть в ЕС, пока ещё топчется на месте. Вместо того чтобы работать «засучив рукава», как это делают в других государствах региона — той же Албании, Северной Македонии, Сербии и других странах — косовские политики изобретают способы уклониться от выполнения многих требований (например, достижения прогресса в нормализации с Белградом) либо ограничиваются формальными шагами. Вежливые комплименты от руководителей ЕС воспринимаются косовскими властями чуть ли не в качестве подтверждения их мнимых успехов.
Не стоит забывать, что в Белграде уже неоднократно заявляли: признания Косово ни «де-факто», ни «де-юре» не будет. Также как Белград не допустит вступления Косово в ООН. А это очень существенные контраргументы в плане евроинтеграционных потуг Приштины. Вряд ли ЕС уберёт позицию о взаимном признании из своих требований к Приштине и Белграду.
Если суммировать все претензии и рекомендации Еврокомиссии, то для дальнейшего прогресса в сближении с ЕС Косово ещё предстоит выполнить внушительное «домашнее задание». Основные пункты, которые Брюссель предлагает реализовать Приштине, складываются в весьма длинный и непростой перечень:
• Реформа общественного управления;
• Реформа юридической системы;
• Борьба с коррупцией;
• Борьба с организованной преступностью;
• Продолжение усилий в борьбе с терроризмом и экстремизмом;
• Управление миграционными потоками;
• Построение функционирующей рыночной экономики;
• Повышение качества образования и профессиональной подготовки;
• Развитие и расширение регионального сотрудничества;
• Налаживание конструктивного диалога с Сербией с целью достижения юридически обязывающего соглашения о нормализации отношений;
• Расширение внешних связей и внешней торговли (Парламенту предстоит ратифицировать Центральноевропейское соглашение о внешней торговле).
Есть ещё много других моментов и требований, выполнение которых ЕК будет тщательно отслеживать.
Даже не эксперту понятно, что наскоком этот пространный список не закрыть, для его исполнения потребуются годы кропотливой работы. Готовы ли для этого власти, либо они, по образцу Украины, будут ныть и выклянчивать приём в ЕС. В случае с Киевом — это «российская агрессия», а Приштина вполне может раздуть и поэксплуатировать «угрозу со стороны Сербии». Крокодильим слезам Украины в Брюсселе вроде как поверили, может, и у Косово выйдет всех обмануть, прикидываясь несчастными и замученными «ненасытным и кровожадным соседом»?
Однако есть и другой вопрос: будет ли нужен Евросоюзу ещё один иждивенец, который к тому же не особо хочет работать, а только получать подачки?
Фото: Shutterstock