Директор ВЦИОМ: «Представления россиян о Балканах давно устарели»

Всероссийский центр исследования общественного мнения в октябре провел опрос о том, насколько хорошо россияне знают Республику Сербскую. Результаты были неутешительными. Большинство опрошенных, согласно результатам, понятия не имеет, где она находится. В чем причины такой неосведомленности или, может быть, географической неграмотности, а главное, насколько вообще россиянам интересны сербы, мы поговорили с Валерием Федоровым, директором ВЦИОМ. Он сам только что вернулся из поездки по Республике Сербской, которая, к слову, входит в Боснию и Герцеговину.

Катарина Лане

— Нужно признать, что ситуация на Балканах не входит в круг повседневных интересов россиян. Они начинают следить за регионом, когда там происходит что-то, что затрагивает главные жизненные ценности. Например, война 90-х, распад Югославии, бомбёжки НАТО нарушили мир, согласие, суверенитет, справедливость, гуманизм. Эти события вызвали большой резонанс и оказались подкреплены мощным, насыщенным информационным потоком. В такие эмоциональные моменты внимание к Балканам увеличивается, — рассказывает Валерий Валерьевич. 

В мирные времена, по его словам, о регионе думает лишь небольшая часть граждан, лично связанных с ним тем или иным образом. За происходящими там событиями следят те, кто учился в сербских вузах, работает с сербским бизнесом и те, кто вовлечен в балканскую повестку дня. 

— Можно сказать, что на ментальной карте россиян Балканы выделены не очень отчётливо. О Франции, Англии, Германии, США, Польше, Китае, Японии и жизни там знают больше. На высоком государственном уровне — у дипломатов, бизнесменов, военных и политиков, интерес к Балканам — как к стратегически важному региону для России и зоне исторического русофильского влияния — есть. На этом уровне происходят разного рода мероприятия, но нужно подчеркнуть, что усилия по информированию людей могли бы применяться тут активнее. Что касается более масштабных движений, крупных организаций, партий, которые обладают влиянием и хорошо финансируются, то их на всю нашу огромную страну немного (а вернее сказать, почти нет). И это тоже причина того, почему у россиян регион не в фокусе и почему их представления о том, что происходит на Балканах, весьма устарели, — считает Валерий Фёдоров. 

Тем не менее установка «сербы — это братья» в российском массовом сознании сформировалась давно и твёрдо, рассказывает директор ВЦИОМ. А в трудные для Балкан времена она воспроизводится автоматически. Благодаря ей, в частности, в 90-е сюда приехало воевать много добровольцев. Потому что, когда бьют братьев, русский человек всегда встанет на их защиту. 

— Конечно, сербы для нас — братья. Мы проводили исследование о том, как россияне относятся к сербам на фоне других. Выяснилось, что они — одни из самых близких нам наций. Сейчас эта установка скорее в спящем состоянии, потому что, повторюсь, она активизируется в кризисные времена, когда есть яркая угроза Сербии, — объясняет Валерий Фёдоров. 

Он рассказывает, что сейчас в России начался настоящий культурный ренессанс, и люди жаждут открытий в области кино, литературе, искусстве. Сербия могла бы воспользоваться этим моментом, чтобы продвинуть свою культуру в нашей стране, считает Валерий Валерьевич. Подобный «удобный» момент для продвижения, но уже в экономической сфере, был во время кризиса 2014-2015 годов — в момент введения санкций против России. 

— Все страны, которые нас поддержали тогда, а это Сербия, Беларусь, Китай, выигрышно смотрелись на общем фоне осуждения и негатива. Если, по мнению россиян, до кризиса в тройку дружественных нам стран входили Казахстан, Германия и Китай, то после Крыма Германия «отвалилась», а Китай резко рванул вперёд. Сербия подтвердила свою принципиальную позицию в отношении России и оказала поддержку в тяжёлой ситуации, это благоприятно сказалось на её имидже в глазах россиян, в отличие от стран Западной Европы, — подытоживает Валерий Фёдоров. 

Важным фактором в двусторонних отношениях он считает то, что Сербия вынуждена больше внимания посвящать решению своих внутренних проблем, в частности, косовской, о которой россияне хорошо осведомлены.

— Эта тема уходит корнями в 90-е годы. Мы помним, из-за чего НАТО и США стали бомбить Сербию. И уже тогда по вопросу Косово Россия заняла чёткую позицию, которой остаётся верна до сих пор. Она заключалась в том, что сепаратизм заканчивается плохо, признание террористов повстанцами и борцами за свободу народа откроет ящик Пандоры, и заштормит уже Бельгию, Испанию, Украину. Этот прогноз сбылся. Россияне понимают, что самопровозглашенная республика Косово — это сепаратистский проект, нацеленный на ослабление Сербии и создание большой проамериканской военной базы на Балканах. И конечно, с учётом ранее упомянутой установки о том, что сербы — это братья, и тот, кто против них, — тот против нас, россияне крайне негативно оценивают деятельность НАТО на Балканах, — говорит Валерий Фёдоров. 

Что же касается евроинтеграции, то директор ВЦИОМ напоминает, что в 90-е годы, во время президентства Ельцина, желание россиян присоединиться к Евросоюзу было распространенным. Сейчас, говорит Валерий Фёдоров, русские понимают, что у России свой уникальный путь, и привлекательность ЕС сильно обесценилась.

— Когда Евросоюз присоединяет к себе все новые и новые страны не мытьем, так катаньем (и если присоединенные государства не играют для нас важной роли), мы воспринимаем это скорее негативно или нейтрально. Но сейчас Евросоюз воспринимается в связке с НАТО, поэтому попытки его расширения на Балканах и присоединения к альянсу стран, оставшихся нейтральными, вызывает у россиян отторжение и негодование, —  рассказывает глава ВЦИОМ. 

Сам он только что вернулся из Республики Сербской, где провел встречу с членом президиума Боснии и Герцеговины Милорадом Додиком, а также с руководителями Союза журналистов и туристических агентств страны.

Валерий Фёдоров видит у Республики Сербской туристический потенциал, но стране и региону в целом придётся потрудиться, чтобы завлечь российского туриста. 

— В России пять лет не растут доходы граждан, и люди ездят отдыхать в доступные страны, которые им по карману. Внутренний туризм сейчас на спаде, поэтому у Балкан снова есть возможность продвинуть себя ещё как туристическое направление. Эта ниша немассового туризма не занята, и нужно приложить усилия, чтобы балканское направление выстрелило. Тут огромную работу должны провести туроператоры, сектор Horeca (индустрия гостеприимства — прим ред.) и государство, которое заинтересовано в притоке туристов. А дальше все будет зависеть от того, понравится ли россиянам поездка. Если страну распробуют, оценят вкусную кухню, низкие цены, насыщенную историю, интересную культуру, россияне не только приедут ещё раз, но и приведут с собой друзей, — заключает Валерий Фёдоров.

Фото: из архива ВЦИОМ

© 2018-2024 Балканист. Все что нужно знать о Балканах.

Наверх